Версия для слабовидящих

Ее призвание — дорожный мастер ! Дороги — ее любовь !

Так случилось, что после 8-го класса Исират  Султахматова  перевелась в вечернюю школу – надо было как-то родителям помочь. Днем трудилась в ковровом цехе, а после рабочего дня с тетрадками  бежала на уроки. Работа оказалась интересной, да и зарплата по тем временам была неплохая,   и учеба никак  не страдала при этом.  После окончания школы девушка  поступила на  машиносчетные курсы, затем устроилась работать на машиносчетную станцию. Не раз за добросовестный труд она награждалась грамотами и премиями.  Как-то неожиданно для самой Исират вызвали ее в Ножай-Юртовский райком партии  и сказали: «Мы хотим   видеть тебя в дорожном хозяйстве. Ты там нужнее. Решайся!»  Правда, Исират никак не представляла себя в этом качестве, но подумала: «Раз считают, что от меня  больше пользы там, надо попробовать». Так,  в 1983 году она стала разнорабочей   дорожного хозяйства района.  Даже подруги отговаривали, твердили: «Не женское это дело, зачем соглашаешься?»  В ответ  Исират просто улыбалась.  С первого дня работы пришло понимание, что это ее призвание, и страх, который в ней сидел: а вдруг не получится, прошел.  А в дальнейшем дороги  ее настолько поглотили, что появилось желание получить профессиональное образование. Так она стала студенткой заочного отделения  Махачкалинского дорожного института.

 Посмотрели в райкоме, как у девушки все получается, и сказали: «Лучше  Султахматовой мастера не найти!». Так она стала дорожным мастером Государственного унитарного дорожно-эксплуатационного предприятия (ГУДЭП) Ножай-Юртовского района. Ответственность была огромная – это все же не разнорабочий, но Исират знала, что нет для нее ничего невозможного и недостижимого. Всегда все делала уверенно и  с улыбкой. Ее жизнелюбие, умение шутить и принимать все, как должное, помогало ей в жизни.

 

Как вспоминает моя героиня, 1989 -1991 годы  были нелегкими. Но 1995-1996 годы  заставили забыть о трудности  тех лет. Боевые действия, развернувшиеся на территории Чечни в 1994-м, перекинулись и в их район. Ужасы апреля 95-го  вынудили ее с родными перебраться в дагестанский город Хасавюрт, куда в основном и бежали чеченские беженцы. Но недолго она оставалась там. Руководители Ножай-Юртовского  района  нашли ее в Хасавюрте и попросили вернуться. «Сложное, тяжелое время, но дорогами кто-то должен заниматься», — таков был их довод.  Действительно, дороги для Исират уже стали не то что частью  жизни, но  и ее смыслом.

  Недолго думая, Исират вернулась в Ножай-Юрт. Следом за ней потянулись и  другие  беженцы. Конечно, было тяжело. Старалась не думать о происходящем, не думать о смерти. Не обращать внимания на обстрелы. Надо было жить и думать  не только о себе, но и о других. А без дорог не было жизни. Ведь зимы в районе ранние,  и постоянные снегопады и оползни, перекрывающие движение, изолировали  район от внешнего мира. Иногда, когда дело касалось доставки в медицинские учреждения тяжелобольных, раненых или рожениц, многое решали минуты, и любое промедление стоило жизни человека. Исират и еще 7 дорожников понимали это и, словно ничего особенного не происходило, занимались ремонтом и расчисткой дорог. У них  для этого были КамАЗ, трактор, погрузчик и надежда, надежда на то, что этот ужас скоро прекратится.

  Сколько раз случалось, что в самый разгар  дорожных работ начинался обстрел… Что было делать?  Прятались в кюветы, пережидали. Молилась тогда Исират больше не за себя, а за свою команду, за ребят. Знала, что за ними родители преклонных лет, дети малые и что она  в ответе за каждого из них.  Как посмотрит она в глаза  их детям, сестрам, матерям, женам,  если что случится с ними? Дорожники не упрекали Исират в ее настойчивости работать в   экстремальных условиях, они сами выходили на работу при любых условиях и при любой погоде. Расчищали сугробы на дорогах, разгребали оползни. Знали, что дороги – артерии жизни, и  что это не пустые слова.   А деньги… их практически не было, ну, если только  иногда. Но кто думал о них? Дорожники выполняли общее дело, старались на благо Родины, на благо людей. Была ответственность.

— Работали за «спасибо», — говорит Исират. — Это высокая плата. Но, с другой стороны, семью  не накормишь… С тех пор, как ведомство автомобильных дорог Чеченской Республики возглавил Абубакар Тумхаджиев,  зарплаты  стали регулярными,  и мы задышали. Меня в 2007 г. наградили медалью  «Заслуженный строитель». Конечно, приятно, когда тебя ценят. И Министерство автомобильных дорог, и Ножай-Юртовская районная Администрация, и сельские администрации постоянно уделяют нам, дорожникам, внимание. И грамоты, и премии и просто подарки.  Приятно. А мне как женщине  приятно  вдвойне, — улыбается она.

С большим уважением и даже почтением отзываются о  Султахматовой и сами рабочие, и районные власти, и представители  Министерства автомобильных дорог. Вот что говорит   руководитель Ножай-Юртовского ГУДЭПа Амхад  Билимханов.

— Лучше Улы  (это неофициальное имя Исират,  и многие ее только так и зовут) с работой мастера не справится, на мой взгляд, ни один мужчина. Золотой человек, золотой работник. Все она со своей  бригадой успевает вовремя и в лучшем виде. Нет понятий для них  «день», «ночь». Надо, и в три часа ночи, и в пять выедут на завал сугробов или на участок, где произошел оползень. Ни выходных, ни праздничных дней. Даже в период отпусков не остаются в стороне. Ремонт и содержание дорог для них  не работа,  а образ жизни, —  подчеркивает А. Билимханов.

Возможно,  есть   работы   менее трудные и более оплачиваемые, но Исират со своими дорожниками видят себя только на дорогах. 15 человек в ГУДЭПе, и это  великолепные работники.

— Исират – душа коллектива, — продолжает А. Билимханов. —  Когда у кого-то  их бригады возникают проблемы личностного характера – она первая бежит на помощь. Она им и сестра, и мать. С ней уютно работать,  признаются сами дорожники.  И отношение у них к ней очень бережное и почтенное. Они знают, раз Исират сказала, надо выполнять. Я рад, что такой мастер именно в  нашем подразделении Минавтодора. Не поверите, не представляю на ее месте ни одного мужчину.

Подъехавший к нам глава  Администрации Айти-Мохкского сельского поселения   Арсен Альдибиров, поздоровался со всеми  и с особым почтением обратился к Исират, спросил ее,  не требуется ли какая помощь. Дорожники  как раз занимались ямочным ремонтом в Айти-Мохке.

— Исират особый человек в районе, — заметил он, повернувшись ко мне. — В работе ее никто не превзойдет. Ни один мужчина с ней не сравнится. Она  как хороший мастер знает свое дело и очень умело  руководит дорожными работами.  Такого специалиста  днем с огнем не сыскать. Вы посмотрите, какие у нас дороги  ухоженные!

На равнинной территории республики —  оно понятно, но что в горной Чечне настолько чисто в придорожной зоне, я не ожидала. Полный порядок – убраны  обочина, кювет, положенные метры от кювета. В двух местах мы увидели косящих траву людей. Здесь склоны, и потому им приходится  работать  обычной косой.

212 км дороги в ее ведении, и к содержанию их не придерешься. Все, как у хорошего хозяина. И в личном хозяйстве у Исират  тоже полный порядок. Как бы  ни была загружена работой, она   умудряется  разводить  кур и индюшек. Когда жила в доме и скотину держала, да вот дом оказался в оползневой зоне, и пришлось уйти жить на квартиру. Такое переселение сказалось на  личном хозяйстве Исират.

Шесть лет назад супруг Исират скончался от инфаркта. И сегодня ее тыл – мама, сестры, братья и… три  сына – дети мужа. Нурида, Нурди и Якуба   Исират считает   родными.

— Я их люблю, и они меня любят, — с искоркой в глазах  говорит Исират.  —  Мы не можем друг без друга. Мальчишки ко мне очень внимательные.  Постоянно делают мне подарки, дарят свою любовь и тепло. Старший Нурид  учится в Москве на экономиста. Нурди — в школе МЧС, в Грозном. Якуб со мной, он перешел в 9-й класс. Вроде бы хотел в суворовское училище поступать, но передумал,  говорит, что  хочет стать дорожником, как и я. Это его выбор, и я тут ни при чем, — улыбается моя собеседница.

На вопрос: «А подруги у вас есть?» Исират ответила, засмеявшись:

— Есть, конечно. Подруги есть, да вот  времени для общения почти не бывает. Чаще всего  по телефону  и общаемся. Но иногда они   все-таки застают  меня дома. Что за жизнь без подруг,  без близких по духу людей.  Они  ко мне тянутся, пытаются как-то разнообразить мою жизнь, и я очень благодарна им за это.

В конце нашей беседы Исират сказала:

— А знаете, в 95-96-х годах нам не верилось, что  у  Чеченской Республики такое светлое будущее, что она так скоро возродится, и не только возродиться, а расцветет. Вот что значит  мудрый политик и отличный организатор у руля. Представители других регионов Российской Федерации, не раз лично слышала, завидуют нам, что у нас такой лидер  — Рамзан Кадыров.  А дороги? Любой, кто приезжает  в Чечню,  отмечает качество  наших дорог. Приятно, что и наш вклад, вклад  подразделений Министерства автомобильных дорог, есть в том. И я горжусь, что я работаю в такой структуре.

Беседуя  с дорожным мастером Ножай-Юртовского ГУДЭПа Исират Султахматовой, этой яркой представительницей  прекрасной  половины человечества, я тоже чувствовала гордость, гордость за всех нас, женщин.  Такие, как Исират,  заставляют звучать имя женщины высоко.  Спасибо Вам,  Исират, за это!

Айзан Ирзаханова 

Пресс-служба Министерства автомобильных дорог  Чеченской Республики

«Вести республики», №191 (1874), 19 .10.2012г.

Просмотров: 49