Ее призвание — дорожный мастер ! Дороги — ее любовь !
Так случилось, что после 8-го класса Исират Султахматова перевелась в вечернюю школу – надо было как-то родителям помочь. Днем трудилась в ковровом цехе, а после рабочего дня с тетрадками бежала на уроки. Работа оказалась интересной, да и зарплата по тем временам была неплохая, и учеба никак не страдала при этом. После окончания школы девушка поступила на машиносчетные курсы, затем устроилась работать на машиносчетную станцию. Не раз за добросовестный труд она награждалась грамотами и премиями. Как-то неожиданно для самой Исират вызвали ее в Ножай-Юртовский райком партии и сказали: «Мы хотим видеть тебя в дорожном хозяйстве. Ты там нужнее. Решайся!» Правда, Исират никак не представляла себя в этом качестве, но подумала: «Раз считают, что от меня больше пользы там, надо попробовать». Так, в 1983 году она стала разнорабочей дорожного хозяйства района. Даже подруги отговаривали, твердили: «Не женское это дело, зачем соглашаешься?» В ответ Исират просто улыбалась. С первого дня работы пришло понимание, что это ее призвание, и страх, который в ней сидел: а вдруг не получится, прошел. А в дальнейшем дороги ее настолько поглотили, что появилось желание получить профессиональное образование. Так она стала студенткой заочного отделения Махачкалинского дорожного института.
Посмотрели в райкоме, как у девушки все получается, и сказали: «Лучше Султахматовой мастера не найти!». Так она стала дорожным мастером Государственного унитарного дорожно-эксплуатационного предприятия (ГУДЭП) Ножай-Юртовского района. Ответственность была огромная – это все же не разнорабочий, но Исират знала, что нет для нее ничего невозможного и недостижимого. Всегда все делала уверенно и с улыбкой. Ее жизнелюбие, умение шутить и принимать все, как должное, помогало ей в жизни.
Как вспоминает моя героиня, 1989 -1991 годы были нелегкими. Но 1995-1996 годы заставили забыть о трудности тех лет. Боевые действия, развернувшиеся на территории Чечни в 1994-м, перекинулись и в их район. Ужасы апреля 95-го вынудили ее с родными перебраться в дагестанский город Хасавюрт, куда в основном и бежали чеченские беженцы. Но недолго она оставалась там. Руководители Ножай-Юртовского района нашли ее в Хасавюрте и попросили вернуться. «Сложное, тяжелое время, но дорогами кто-то должен заниматься», — таков был их довод. Действительно, дороги для Исират уже стали не то что частью жизни, но и ее смыслом.
Недолго думая, Исират вернулась в Ножай-Юрт. Следом за ней потянулись и другие беженцы. Конечно, было тяжело. Старалась не думать о происходящем, не думать о смерти. Не обращать внимания на обстрелы. Надо было жить и думать не только о себе, но и о других. А без дорог не было жизни. Ведь зимы в районе ранние, и постоянные снегопады и оползни, перекрывающие движение, изолировали район от внешнего мира. Иногда, когда дело касалось доставки в медицинские учреждения тяжелобольных, раненых или рожениц, многое решали минуты, и любое промедление стоило жизни человека. Исират и еще 7 дорожников понимали это и, словно ничего особенного не происходило, занимались ремонтом и расчисткой дорог. У них для этого были КамАЗ, трактор, погрузчик и надежда, надежда на то, что этот ужас скоро прекратится.
Сколько раз случалось, что в самый разгар дорожных работ начинался обстрел… Что было делать? Прятались в кюветы, пережидали. Молилась тогда Исират больше не за себя, а за свою команду, за ребят. Знала, что за ними родители преклонных лет, дети малые и что она в ответе за каждого из них. Как посмотрит она в глаза их детям, сестрам, матерям, женам, если что случится с ними? Дорожники не упрекали Исират в ее настойчивости работать в экстремальных условиях, они сами выходили на работу при любых условиях и при любой погоде. Расчищали сугробы на дорогах, разгребали оползни. Знали, что дороги – артерии жизни, и что это не пустые слова. А деньги… их практически не было, ну, если только иногда. Но кто думал о них? Дорожники выполняли общее дело, старались на благо Родины, на благо людей. Была ответственность.
— Работали за «спасибо», — говорит Исират. — Это высокая плата. Но, с другой стороны, семью не накормишь… С тех пор, как ведомство автомобильных дорог Чеченской Республики возглавил Абубакар Тумхаджиев, зарплаты стали регулярными, и мы задышали. Меня в 2007 г. наградили медалью «Заслуженный строитель». Конечно, приятно, когда тебя ценят. И Министерство автомобильных дорог, и Ножай-Юртовская районная Администрация, и сельские администрации постоянно уделяют нам, дорожникам, внимание. И грамоты, и премии и просто подарки. Приятно. А мне как женщине приятно вдвойне, — улыбается она.
С большим уважением и даже почтением отзываются о Султахматовой и сами рабочие, и районные власти, и представители Министерства автомобильных дорог. Вот что говорит руководитель Ножай-Юртовского ГУДЭПа Амхад Билимханов.
— Лучше Улы (это неофициальное имя Исират, и многие ее только так и зовут) с работой мастера не справится, на мой взгляд, ни один мужчина. Золотой человек, золотой работник. Все она со своей бригадой успевает вовремя и в лучшем виде. Нет понятий для них «день», «ночь». Надо, и в три часа ночи, и в пять выедут на завал сугробов или на участок, где произошел оползень. Ни выходных, ни праздничных дней. Даже в период отпусков не остаются в стороне. Ремонт и содержание дорог для них не работа, а образ жизни, — подчеркивает А. Билимханов.
Возможно, есть работы менее трудные и более оплачиваемые, но Исират со своими дорожниками видят себя только на дорогах. 15 человек в ГУДЭПе, и это великолепные работники.
— Исират – душа коллектива, — продолжает А. Билимханов. — Когда у кого-то их бригады возникают проблемы личностного характера – она первая бежит на помощь. Она им и сестра, и мать. С ней уютно работать, признаются сами дорожники. И отношение у них к ней очень бережное и почтенное. Они знают, раз Исират сказала, надо выполнять. Я рад, что такой мастер именно в нашем подразделении Минавтодора. Не поверите, не представляю на ее месте ни одного мужчину.
Подъехавший к нам глава Администрации Айти-Мохкского сельского поселения Арсен Альдибиров, поздоровался со всеми и с особым почтением обратился к Исират, спросил ее, не требуется ли какая помощь. Дорожники как раз занимались ямочным ремонтом в Айти-Мохке.
— Исират особый человек в районе, — заметил он, повернувшись ко мне. — В работе ее никто не превзойдет. Ни один мужчина с ней не сравнится. Она как хороший мастер знает свое дело и очень умело руководит дорожными работами. Такого специалиста днем с огнем не сыскать. Вы посмотрите, какие у нас дороги ухоженные!
На равнинной территории республики — оно понятно, но что в горной Чечне настолько чисто в придорожной зоне, я не ожидала. Полный порядок – убраны обочина, кювет, положенные метры от кювета. В двух местах мы увидели косящих траву людей. Здесь склоны, и потому им приходится работать обычной косой.
212 км дороги в ее ведении, и к содержанию их не придерешься. Все, как у хорошего хозяина. И в личном хозяйстве у Исират тоже полный порядок. Как бы ни была загружена работой, она умудряется разводить кур и индюшек. Когда жила в доме и скотину держала, да вот дом оказался в оползневой зоне, и пришлось уйти жить на квартиру. Такое переселение сказалось на личном хозяйстве Исират.
Шесть лет назад супруг Исират скончался от инфаркта. И сегодня ее тыл – мама, сестры, братья и… три сына – дети мужа. Нурида, Нурди и Якуба Исират считает родными.
— Я их люблю, и они меня любят, — с искоркой в глазах говорит Исират. — Мы не можем друг без друга. Мальчишки ко мне очень внимательные. Постоянно делают мне подарки, дарят свою любовь и тепло. Старший Нурид учится в Москве на экономиста. Нурди — в школе МЧС, в Грозном. Якуб со мной, он перешел в 9-й класс. Вроде бы хотел в суворовское училище поступать, но передумал, говорит, что хочет стать дорожником, как и я. Это его выбор, и я тут ни при чем, — улыбается моя собеседница.
На вопрос: «А подруги у вас есть?» Исират ответила, засмеявшись:
— Есть, конечно. Подруги есть, да вот времени для общения почти не бывает. Чаще всего по телефону и общаемся. Но иногда они все-таки застают меня дома. Что за жизнь без подруг, без близких по духу людей. Они ко мне тянутся, пытаются как-то разнообразить мою жизнь, и я очень благодарна им за это.
В конце нашей беседы Исират сказала:
— А знаете, в 95-96-х годах нам не верилось, что у Чеченской Республики такое светлое будущее, что она так скоро возродится, и не только возродиться, а расцветет. Вот что значит мудрый политик и отличный организатор у руля. Представители других регионов Российской Федерации, не раз лично слышала, завидуют нам, что у нас такой лидер — Рамзан Кадыров. А дороги? Любой, кто приезжает в Чечню, отмечает качество наших дорог. Приятно, что и наш вклад, вклад подразделений Министерства автомобильных дорог, есть в том. И я горжусь, что я работаю в такой структуре.
Беседуя с дорожным мастером Ножай-Юртовского ГУДЭПа Исират Султахматовой, этой яркой представительницей прекрасной половины человечества, я тоже чувствовала гордость, гордость за всех нас, женщин. Такие, как Исират, заставляют звучать имя женщины высоко. Спасибо Вам, Исират, за это!
Айзан Ирзаханова
Пресс-служба Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики
«Вести республики», №191 (1874), 19 .10.2012г.
Просмотров: 49