Версия для слабовидящих

«Пусть всем будет комфортно на наших дорогах», – говорит Шарани Эльсуникаев

Чечня, Минавтодор, Урус-Мартан Дада, а  ты  ведь самый главный на дороге? – спрашивают внуки Шарани Эльсуникаева, механизатора Урус-Мартановского государственного унитарного дорожно-эксплуатационного предприятия (ГУДЭП) Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики.

Их у него четверо — внук и три внучки.

– Не главный, но, можно сказать, самый  нужный, – отвечает он с улыбкой.

– Почему не главный? – не унимаются внуки! – У тебя самая большая машина, самая красивая и мощная. У тебя кабина выше всех.  И дороги ты чистишь хорошо.  А когда ты работаешь, все тебя объезжают, уважают, значит.  А в  сильный снег, ведь если ты на  своей машине не выедешь на работу, другие  машины не смогут  ездить по дорогам.  Значит, дада, ты у нас  все-таки самый главный.

– Ну, вы кого хотите переубедите, – усмехается  Шарани.

Знает, не переспорить их. Да и стоит ли? Для внуков дед самый, самый во всем и везде. Детишки постоянно  крутятся вокруг него и грейдера. А с каким удовольствием они в кабину (не без помощи деда, конечно) забираются и с каким важным видом смотрят оттуда вниз.  И каждый из них лепечет, что  механизатором хочет стать.

Чечня, Министерство автомобильных дорог, Урус-Мартан– Ну, внуку и внучкам я желаю, конечно, иных профессий и иных высот,  – говорит Шарани. –  Не просто управлять такой громадиной,  да и не легок труд дорожника. Что касается меня,  я лично не жалею, что пошел в эту отрасль. Дороги – это жизнь, это движение.  А дороги в Чеченской Республике – и это факт  –  лучше, чем в любом другом  регионе Юга России. И мне приятно быть причастным к этому.

Как считает  Шарани Эльсуникаев, руководство республики  в свое время сделало правильный  акцент на развитии дорожной отрасли. И сегодня  Министерство автомобильных дорог и его подведомственные подразделения  и днем, и ночью трудятся на благо республики. К чести  Минавтодора ежегодно сдаются современные мосты и дороги,  добротные переправы строятся даже в отдаленных горных районах. Это не говоря о ежедневном обслуживании работниками дорожных хозяйств районов дорог и искусственных сооружений на них.

Зима, конечно, самый  тяжелый для дорожников сезон.  Подготовка к ней начинается задолго до начала морозов, техника вся  приводится в порядок, заготавливается  противогололедный материал. Особое внимание уделяется и наличию дорожных знаков на дорогах.  Зимнее содержание представляет собой комплекс работ, включающий защиту дорог от снежных заносов; очистку их от снега; борьбу с зимней скользкостью и наледями. Все эти работы  направлены на обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобилей.  А ведь в зимний период  безопасность дорожного движения ухудшается, увеличивается количество ДТП.

– Наши дорожные службы  работают слаженно, делают все, чтобы обезопасить наши дороги  и  уменьшить риски на дорогах, – подчеркивает Шарани.  – Если говорить о нашем ГУДЭПе, то коллектив   хороший,  серьезный, каждый  специалист знает свое дело, поэтому все четко и слаженно.   И начальник  у нас,  Муса Гильхаев    опытный, грамотный,   умеет правильно построить работу.

Возвращаясь вновь к теме зимнего содержания автомобильных дорог, мой собеседник говорит:

– На дорогах есть особые участки  – наиболее снегозаносимые и гололедоопасные.  Их держим  в постоянном поле зрения, стараемся в первую очередь  их  обслужить.  В ведении нашего  ГУДЭПа  160 км дорог.  К началу утреннего движения транспортамы с Эльбеком – вторым грейдеристом  на своих красавцах  успеваем очистить всю проезжую часть дороги от снега, сметаем его  на обочину. Второй этап это уже  очистка обочин.

Основное неудобство в работе грейдериста –  в населенных пунктах  частные  дома расположены близко от дороги. Как говорят работники предприятия, между дорогой и домом должно быть хотя бы пять метров. Ширина  отвала грейдера составляет 4 метра. Вот на  столько метров он и должен   убирать  снег в сторону от дороги. А если жилые дома и другие строения  стоят в 1,5 – 2 метрах от  проезжей части? Вот и приходится сталкивать снег к ним.

–  Потому и слышим людские возмущения, – сетует Шарани. – Неприятно очень.   Помимо всего на таких участках не развернуться. В итоге  и нам неудобно работать, а ко всему еще наши грейдеры создают помехи движению автотранспорта. Ведь в снегопады дороги приходится очищать круглые сутки.  Грейдер   относится к спецтехнике и к нему  автотранспорт не должен приближаться менее чем на полтора  метра. Об этом говорить и не приходится.  Бывает еще такое, некоторые  водители, видя, что грейдер, очищая территорию, движется в их направлении, спокойно оставляют машину на обочине и  уходят. Приходится объезжать и двигаться дальше, а потом, когда те соизволят отъехать, возвращаться.  Ведь из-за  одной такой машины метров 15 неочищенной территории остается. Тоже неприятные моменты.  Нет к нам и к нашему труду должного уважения, – с болью говорит механизатор. – Даже не подумают, что мы работаем для их же блага,  обеспечиваем   безопасный проезд. А то, что мы с ночи работаем, а когда и целые сутки… Им все равно. .  А не успей мы  сделать свою работу до начала движения автотранспорта, какого им будет… Не понимают.

Но, как говорит мой собеседник,   и добрые слова тоже звучат часто.  Они ложатся  как бальзам на душу.

 – Действительно, зимнее содержание дорог требует особых усилий, – продолжает мой герой. – И техника  в морозы требует  особого ухода. Машина ккрепкая, мощная, а ведет себя как слабый человек, требует постоянного  внимания. Если даже на работу ее день, два не выводишь, необходимо ее и утром, и вечером прогреть, чтобы масло не замерзло, солярка не застыла. Одним словом, чтобы аккумулятор не сел, и что еще хуже – не лопнул. В холода   ночами греем поддон грейдера, подводим с сыновьями газ к нему.

Стою я рядом с этой  громадиной и улыбаюсь: железо железом, а требует столько внимания и тепла.

 – Еще один ребенок в вашей семье, получается,  – говорю Шарани.

 – Да, точно подметили, –  улыбается он. – Еще один  ребенок, еще один член семьи. Общий любимчик. Сыновья   помогают мне в уходе за ним: и  помыть, и  колеса, ножи  поменять, ремонт какой произвести. Все  умеют, а главное, делают это с любовью.

И есть в кого, в отца своего, конечно. В 1979 г. Шарани Эльсуникаев после окончания восьмилетней Урус-Мартановской   средней школы пошел на курсы тракториста. Это был   его выбор. До 1995 г. осваивал трактором сельскохозяйственные угодья района. А потом что-то потянуло строить дороги, вот  и  пересел на каток, затем на  укладчик. А в 2002 году оказался на  грейдере.

 – Честно, на грейдер я пересел лишь потому, что думал,  что работа на нем менее вредная. Но не тут-то было. В весенний,  летний и осенний периоды  столько пыли вдыхаем, а выйдешь из кабины, от всего тебя одна улыбка, все остальное – пыль,  – смеется мой собеседник.  – Но  ничего не поделаешь, я к  грейдеру   привык и  никуда от него не денусь. Ну, разве что на пенсию… Но пока  рано.

В  разговор вступает   начальник  ГУДЭПа Муса Гильхаев.

– Он нам в работе нужен, на грейдере. В дорожной отрасли без грейдера и без хорошего механизатора вся работа сводится к нулю,  – говорит он. –   Шарани очень грамотный и опытный механизатор,  один из лучших   в своем деле.  Многократно награждался грамотами  руководства дорожного хозяйства республики, Правительства Чеченской Республики. Не раз  принимал Шарани участие в авральных работах в других районах Чечни, легок на подъем, никогда не отказывается от работы. Со вторым нашим грейдеристом они постоянно поддерживают друг друга, если один со своей работы справится раньше, то непременно второму помогает. Это очень хорошее качество.

Подъехавший к нам на своем КДМ Мовлади  Дудаев тоже захотел сказать пару теплых слов о Шарани.

– С ним очень комфортно  работать, – говорит  он. – Знает свое дело, очень ответственно относится к работе. Отличный механизатор и просто хороший человек. Я с Шарани вместе выхожу  на дорогу, он очищает  ее от снега, я рассыпаю противогололедный материал. Сегодня мы в работе  с половины пятого.  Порой,  сутками, без передышки работаем. Все от погоды зависит. А видели бы вы с каким трепетом относится  Шарани к своему грейдеру!  Очень внимателен, осторожен. В принципе, иначе и нельзя. Ведь любое неосторожное движение, любой недогляд   и поломка ножа обеспечена.  А это и потеря времени, и финансовые расходы.

Коллеги отмечают, что  у Шарани  и на работе все хорошо, и дома. У них с Розой (она преподает родной язык и литературу в Урус-Мартановской средней школе №4)  замечательная семья, они воспитали отличных детей.

Висхан, старший из сыновей,некоторое время  работал вместе с отцом, но только на катке.  Два года назад сменил работу, занялся своим делом  – машины ремонтирует.  Исхан окончил юридический факультет, хочет устроиться на работу по профессии. Женат, детей пока нет. Третий сын, Ширвани, женат, его сынишке три года. За плечами Ширвани   три года обучения на медицинском. К   любви к медицине, оказывается, отец имеет прямое отношение. Как выяснилось,  Шарани  в округе известен  как народный лекарь. Инородное тело  из носа может  извлечь без особых усилий, головные боли снимает, опущение  живот лечит…  Вот и передалось   сыну желание помогать людям.

 – По результатам ЕГЭ в выпускном классе Ширвани показал второй результат по республике, – говорит отец. –  Очень способный  и целеустремленный юноша. Но, к сожалению, после третьего курса он остался дома. Обязательно в следующем учебном году дам ему возможность продолжить учебу, но это уже будет за пределами республики.

Два младших сына – Юнус и Юсуп учатся    в 10 классе.  Юнус собирается идти по стопам дедушки.  Единственная  дочь Шарани  –  Мадина  (она самая старшая в семье)  замужем, и у нее три дочки.

Любит Шарани, когда его большая и красивая семья собирается вечерами    в их теплом, уютном доме. Рассказывают  друг другу разные истории, делятся  событиями дня. И в такие моменты берет Шарани в руки свой дечиг пондар и звучат в доме Эльсуникаевых чеченские народные песни. Хорошо, когда есть желание жить, петь, общаться, работать.  Знает Шарани, пройдет ночь и он опять на своем железном друге-грейдере выедет со двора  на дорогу и закипит работа.

– Пусть всем будет комфортно на наших дорогах, – говорит он.

Айзан Ирзаханова

Пресс-служба Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики

Просмотров: 39