Версия для слабовидящих

«Быть нашим дорогам самыми лучшими», — говорят дорожники

Мы легко и быстро  привыкли к тому, что дороги в республике,  в большинстве своем,   добротные,   ухоженные. Любой работник дорожного хозяйства скажет: строительство дорог  непростое дело, но и их круглогодичное  содержание  тоже немалый труд.  У    Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики  32 подведомственных предприятия,  каждое из которых обслуживает  определенные участки дорог вместе с искусственными сооружениями на них.
История создания Грозненского государственного дорожно-эксплуатационного предприятия (ГУДЭП)   уводит нас в  середину прошлого столетия,  в 1957 г. Оно было образовано как Дорожный участок в системе управления автомобильных дорог  ЧИАССР. Впоследствии участок был преобразован в отдельное предприятие.
 1994 – 2000 гг. были тяжелыми для всей Чечни. Жизнь разбросала работников грозненского дорожного хозяйства, как и многих других, в разные стороны. Но связи друг с другом они не теряли.
Как рассказывает главный инженер Грозненского ГУДЭПа Руслан Хасарбиев,    в двухтысячном  году Глава республики Ахмат-Хаджи Кадыров  вызвал их к себе   и сказал, что пора приступить к восстановлению Чечни: «Земля наших предков нуждается в возрождении. Вам, дорожникам-строителям, предстоит серьезная работа,  но вам не привыкать».
– Это был сложный  период, дорогами тогда всерьез заниматься   не было  возможности,  и   начали мы тогда свою работу с восстановления помещений  Департамента  автомобильных дорог. Мы произвели ремонт двух этажей, на которых до всех этих событий и  размещался Департамент, но, к сожалению, здание было  взорвано. Затем мы восстанавливали Грозненскую  34-ю среднюю  школу по поручению Главы республики. Ахмат-Хаджи Кадыров считал, что с наступлением мира на чеченской земле дети сразу  должны сесть  за парты. Он очень хотел, чтобы у нас была образованная нация, знал, что именно  в знании сила.
Современная история Грозненского ГУДЭПа началась в 2001 г. Дорожники потихонечку начали наводить порядок на улицах Грозного, а также  на основных дорогах,  ведущих к нему.
–  Это были экстремальные условия, даже  потери были в наших рядах,  – рассказывает Руслан Хасарбиев. – Но, жизнь взяла  свое, на чеченской земле, наконец-то, воцарился относительный  мир. Дорожные хозяйства заработали во всех районах республики. Дорога – движение,  а движение – жизнь. И от качества дорог зависит многое. Ситуация в дорожном хозяйстве республики заметно  изменилась с 2006 года, когда Департамент строительных материалов и стройиндустрии Правительства Чеченской Республики  возглавил Абубакар Бухаруевич Тумхаджиев.  Техника у нас появилась,  зарплаты начали выплачиваться относительно регулярно. Стало намного легче работать. Имею в виду  не  физическую сторону, а моральную.  А как дороги наши изменились! Многие ведь не верили, что возможно в такие короткие сроки наладить дорожную инфраструктуру  всей республики, сделать дороги комфортными.
Чечня всегда славилась своим порядком, чистотой.  В этом, вне сомнений, есть и вклад  дорожников. К огромному сожалению, люди умудряются сорить  не только внутри городов и сел, где имеются коммунальные  службы, но и за их пределами, на открытой местности. Из окон несущихся на скорости машин на обочины  летят банки из-под напитков, банановые шкурки,  свертки…  А еще практикуется  такое –  мусор (будь то бытовой или строительный)  в темное время суток  вываливается прямо на обочину дороги на окраине  населенных пунктов  или немного  поодаль.  А чуть свет вышедшие на работу дорожники, собирают ночные «гостинцы» и вывозят на  мусоросвалку. Конечно,  это издевательство. Никак не отследишь и не поймаешь таких нарушителей, вот и приходится  ежедневно убирать за ними. Иначе мы  просто  погрязли бы в мусоре.
Если брать сегодняшний день и дороги, обслуживаемые Грозненским ГУДЭПом,  то самым грязным они называют 9-10 км а/д «Комсомольское – Пригородное» (окраина  с. Пригородное). Грязный не в плане того, что приходится лицезреть нам, жителям республики, а в плане того, каким  предстает он перед работниками дорожного хозяйства. Мы-то с вами  не видим мусора  на наших дорогах в силу того, что дорожные хозяйства республики  рано утром, до начала движения автотранспорта,  успевают убрать его.   В тот день, когда я была на дорогах с работниками Грозненского ГУДЭПа, ими    было собрано 15 кубов мусора.  «Это еще по-божески», – говорят они.
Подъезд к городу Грозный (от автомойки на 1-м км на подступах к Грозному и до Аргунского моста) это тоже их участок. Восьмиполосная  дорога, разделенная парапетами,  фонарные столбы по обе стороны. Особенно красиво здесь в вечернее время. Душа наполняется теплом и светом. Мчишься по   коридору огней  в  самый родной и дорогой тебе в мире город  Грозный, радушно открывающий навстречу свои объятия, а на душе так светло и радостно. Ведь это он, наш несравненный Грозный, город, в буквальном смысле восставший  из руин и пепла, гордый,  величественный, неотразимый. Как дорог ты сам, так дороги и дороги, ведущие к тебе…
Я больше акцентирую на красоту этого отрезка пути,  а  дорожники – на трудности в его обслуживании. Парапеты и осветительные приборы на  них требуют особого внимания и ухода. Но самое ужасное, постоянно пропадают  светильники с парапетов – лампочки и плафоны. В новогоднюю ночь так вовсе 50 комплектов унесли. Ну, как тут не возмущаться!.. Пришлось предприятию закупить в Ставропольском крае очередную партию светильников, часть из них  сразу ушла на замену украденных, часть осталась в запасе. И,  как всегда, дорожники вопрошают: когда закончится этот вандализм?
– Недавно здесь заменили и несколько поврежденных придорожных столбов-фонарей,  – говорит начальник предприятия Хусайн Юнусов. – Делаем все, чтобы эта дорога –  она относится к 1-й категории –  была на высоте.  Ежедневно на участке работает техника: КДМ, МАЗ-пылесос, трактор МТЗ (Агата), дормастер. Каждое утро   собираем пакеты с мусором вдоль дороги, которые водители оставляют  на обочине дорог. Для них главное, из дому вывезти, а куда – неважно. Даже в районе мусоросвалки  находим,  20 метров проехать  не могут, чтобы  сбросить их  в яму… А дорожникам ничего не остается, как  делать это за них.
Да, тема мусора, как вижу, одна из больных, и вряд ли ей есть решение, тут саму психологию людей менять надо. Тем не менее, Хусайн Юнусов на днях встретился с новым главой Грозненского  (сельского)  района и обсудил с ним эту проблему, и  надеется, что  какой-то выход будет найден.
Всего на балансе Грозненского ГУДЭП 187,3  дорог, из них 167, 3 асфальтобетонных, 23,6 – гравийных. Правда, часть их дорог на сегодняшний день обслуживает ГУДП «Асфальт-2».
Дорожники круглый год заняты  содержанием подведомственных им автодорог. В этом году зима на радость  мягкая.  От силы месяц пришлось бороться со снегом, и то его было немного. Убирали снег с дороги и обочин, подсыпали противогололедный материал, все как положено. Дорожники с радостью заявляют, что работа идет без нареканий в их адрес.
Сегодня в Грозненском ГУДЭПе  23 работника  и 11 единиц техники.    С 1987 по 2012 год бессменным  руководителем  предприятия  был Руслан Шахгериев.  В 2012 году ГУДЭП возглавил   Хусайн Юнусов. Работу, как говорят о новом начальнике и в самом коллективе, и в министерстве, свою знает.
Хорошо отзывается о работе всего Грозненского ГУДЭПа и их куратор от Министерства   автомобильных дорог Рамзан  Витаев.
– Работники предприятия добросовестно   выполняют возложенный на них объем работ и содержат закрепленные за ними участки,  что асфальтобетонные, что гравийные, в хорошем состоянии. Это  опытные люди. На них вполне можно рассчитывать. Многие из них не раз поощрялись  грамотами и благодарственными письмами Правительства Чеченской Республики, Министерства автомобильных дорог. Коллектив серьезный, сплоченный.   Многие работают  по 20 лет и более.
Главный инженер подчеркивает, что они – большая и дружная семья.
– Как иначе. Дорожный мастер Дагаш Алхазурова, дорожные рабочие Магомед Вакуев, Марха Сосламбекова, водитель дормастера Руслан Лулуев, да и остальные. Мы столько всего перенесли, –  говорит он. – Легко никому не было. Трудимся, чтобы не подвести ни свой коллектив,  ни руководство Министерства  автомобильных дорог, ни руководство Чеченской Республики во главе с    Рамзаном Ахматовичем  – ведь дороги, можно сказать, лицо региона. Работаем в поте лица, и потому результаты не могут не радовать. В этом году надеемся провести ремонт  административного здания предприятия и благоустроить двор.
А мы движемся дальше. С автодороги «Грозный – Ведено – гр. Дагестана» наша машина завернула  в сторону с. Комсомольское. Часть дорожников мы застали  в конце села, у кладбища. Они занимались бурением грунта под сигнальные столбики.
Как мы узнали, этот участок, где мы находились, один из наиболее загрязняемых в данном населенном пункте. На небольшой поляне у кладбища часто собирается  молодежь и, соответственно, оставляет за собой мусор.
Мы много слышали в тот день о мусоре, но самим его  увидеть не довелось – дорожники навели порядок.  Разве что  в  Комсомольском, в его центре, под окнами домов, которых от дороги отдаляют какие-то полметра,  где-то банку  из-под прохладительных напитков заметили, где-то фантики из-под конфет. Судя по всему, дети по дороге в школу бросили.  Не приучили  мы  подрастающее поколение не сорить на улицах.
На вопрос, какие проблемы кроме мусора и кражи светильников на парапетах создает им проблемы в работе,  Хусайн Юнусов ответил:
– Варварское отношение людей к дорожным знакам. Залитые бетоном трубы со знаками вытаскивают из земли, чтобы сдать в лом и получить деньги. По нескольку знаков выдергивают ежемесячно. Сами знаки им не нужны,  только трубы.
Ну, да. На это мы горазды. Кто-то трудится,  устанавливает дорожные знаки, предупреждающие водителя  об опасном повороте, к примеру, а другие со спокойной совестью выдергивают их, чтобы  сдать в лом. Пойдет ли такой рубль впрок? Вряд ли. Иной дорожный знак, вернее, его отсутствие, может стоить человеку жизни. Только искателям легких денег некогда думать об этом.
Да, аварии случаются  на дорогах,  сразу по происшествии аварии к дежурному в ГУДЭП поступает звонок, и они выезжают на место. Каждый случай фиксируется в журнале. В январе на автодороге «Горячеисточненская – Аргун» (мост через реку Сунжа)  водитель МАЗа не справился с управлением, пробил криволинейный брус и свалился  в реку. Благо, водители других машин, оказавшихся поблизости, и жители окраины села Петропавловская бросились на помощь и  вытащили водителя и второго пассажира МАЗа из воды. В результате аварии были повреждены криволинейные бруски со стойками (6 штук) и 15 метров перил. Ремонт моста Минавтодору обошелся в  130 тысяч рублей. Возможно, после    завершения следствия эта сумма будет взыскана с виновного. Но, самое главное, считают дорожники, обошлось без жертв.
– Нелегок труд дорожника, но понимание того, что ты трудишься на благо своей страны, на благо людей, ты не задумываешься  о тяготах, – говорят они. – Очень хочется, чтобы наши дороги были самыми лучшими.
Раз таково желание самих работников дорожного хозяйства, значит, быть нашим дорогам самыми лучшими.
Айзан Ирзаханова
Пресс-служба Министерства автомобильных дорог
Просмотров: 39