Версия для слабовидящих

Рискуя своей военной карьерой, не дал в обиду командир полка своего грамотного, мужественного, стойкого комбата Ахъяда Магомаева

Главный специалист  отдела организационной работы и делопроизводства   Эльза Магомаева представляет прадеда своих детей со стороны мужа – Магомаева Ахъяда Магомедовича.

Ахъяд Магомедович Магомаев — капитан 961-го Краснознаменного стрелкового полка  родился 30 мая 1920 года в с. Гехи Урус-Мартановского района.

В 1942 году, будучи 2-м секретарем Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ, объявил комсомольский призыв и ушел добровольцем на фронт во главе 17 тысяч призывников из республики. Воевал на Северном Кавказе, в Белоруссии, Польше, Германии. Участвовал в штурме Берлина. Войну закончил в звании капитана и в должности командира стрелкового батальона. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, награжден 14-ю правительственными наградами, в том числе Орденом Александра Невского, Орденом Отечественной войны 1-й степени, польским Орденом «За взятие Берлина». Умер ветеран 30 августа 1993 года. Похоронен на кладбище в с. Гехи.

 

 

Рейхстаг. Для гитлеровцев это не просто здание, не просто крепость. Для них — это последняя, хотя и призрачная, надежда. Вокруг рейхстага — вкопанные в землю орудия, танки, бронированные колпаки с пулеметами, железобетонные доты. Одолеть такую махину непросто. Гарнизон рейхстага сформирован из солдат и офицеров отборных гитлеровских частей, и всем им приказано стоять насмерть, до последнего.

В те последние часы перед штурмом противник напряг все свои силы. Из района Бранденбургских ворот и парка Тигратен он усилил артиллерийские и минометные обстрелы наших подразделений. Командиры батареи проверили все орудия прицельные установки. Как и следовало ожидать, все оказалось в образцовом порядке. Батарея к бою была готова.

До рейхстага — 350 метров. Кажется — рукой подать. Стоит только перебежать Кенигплац.

Этот день красной строкой вошел в историю Великой Отечественной войны. Прошли десятилетия, а он по-прежнему в памяти участников исторического штурма рейхстага, как и все, что связано с ним.

Истекает последняя минута. И вот он, условный сигнал — залп «катюши»! В ту же секунду подают команду: «За родину! По рейхстагу — огонь!» Гремит залп, разрывы снарядов накрывают цели. Полчаса бушует огненный смерч, заволакивая все вокруг дымом. Королевская площадь вся в молниях от разрывов снарядов и мин. Кажется, что там уже не осталось ничего живого, рейхстаг в предсмертных судорогах…

По сигналу красных ракет воздух прорезает команда: «В атаку! Вперед!»

И в это время в жаркий бой с гитлеровцами вступил стрелковый батальон под командованием молодого 25-летнего капитана Ахьяда Магомаева.

Отчаянно и яростно повел он своих солдат в решающий бой — за Родину — большую и малую, за речку Гехинку и ту яблоньку, которую посадил вместе с отцом в своем саду, за родных и близких, сосланных в суровые степи Казахстана.

Было это 30 апреля 1945 года. И удивится кто-то: как же оказался Ахьяд Магомаев у стен рейхстага? Ведь еще в 44-м всех чеченцев, несмотря на боевые заслуги, демобилизовали из Советской Армии… но, как потом оказалось, не всех. В их числе был и он — командир стрелкового батальона. Риску я своей военной карьерой, не дал в обиду командир полка своего грамотного, мужественного, стойкого комбата отстоял…

Так и дошел до стен рейхстага А. Магомаев и одним из первых бросился на штурм этой, казалось бы, неприступной крепости. Его поддержали артиллеристы и минометчики. С огневых позиций у дома «Гитлера» и «Кроль-оперы», они прямой наводкой с дистанции 400-500 метров били во фланг немецкой пехоте. В рейхстаге разгорается тяжелый ближний бой. Гитлеровцы яростно обороняют вестибюли. Коридоры, подвалы. Лестницы.

Площадки, залы. Борьба идет буквально за каждый метр, противники сталкиваются друг с другом грудь с грудью. Здесь всюду фронт: с флангов, с тыла, вверху, внизу. Успех решается не числом, а уменьем, как гласит народная мудрость.

Бой в рейхстаге продолжался с нарастающей силой, но в одной из очищенных от врага комнат первого этажа уже обосновался штаб 756 полка и стрелковый батальон капитана А. Магомаева. Он был ранен при штурме рейхстага, но не покинул поле боя, и способствовал тому, что утром 1 мая над рейхстагом уже развевалось Знамя Победы.

Об этом красном полотнище, которое величественно заколыхалось в ночном Берлинском небе, писали: «Это знамя символически воплотило в себя все знамена, флаги и флажки, которыми в ходе ожесточенного боя был отмечен героический путь от главного входа в рейхстаг и до его крыши групп капитанов В. Макова, А. Магомаева, лейтенанта Р. Кошкарбаева, майора М. Бондаря и других. И эти знамена, флаги и флажки как бы слились в единое Знамя Победы. Это был триумф мужества и героизма советских воинов».

Увайс Ларсанукаев

«Вести республики»,

5 мая  2010 г., №84,

Просмотров: 124