Версия для слабовидящих

Кулакова Надежда Васильевна- директор департамента государственных закупок и управления проектной деятельности

Проблемные вопросы заключения контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ

Общие вопросы подряда на выполнение проектных и изыскательских работ регулируются Гражданским законодательством РФ. Так, согласно ст. 758 Гражданского кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, выполняются на основе государственного или муниципального контракта.

03.07.2016 г. в федеральный закон от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» была введена статья 110.2. «Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства».

Согласно этим нововведениям  в настоящее время контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ.

При закупке любых работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации) в извещении и документации должны быть указаны следующие требования:

1) участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования). Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, определенных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса  РФ;

2) участник закупки — член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов (выбрать подходящие):

а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии);

б) особо опасных, технических сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

в) объектов использования атомной энергии;

3) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

4) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;

5) в составе заявки участник должен представить  выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Срок действия такой выписки оставляет один месяц с даты ее выдачи.

Проблемным вопросом при закупке проектных и изыскательских работ остается объединение в один лот таких работ.

В Федеральном законе от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет ограничения конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запрос; котировок, запроса предложений.

Данное положение Закона в большей степени направлено на защиту  интересов субъектом малого предпринимательства, так как укрупнение лота не только может приводить к увеличению начальных (максимальных) цен на такие работы, но и устанавливает дополнительные барьеры для узкоспециализированных предприятий и компаний, выполняющих проектные и изыскательские работы, услуги.

Напомню, что проектные работы — это подготовка чертежей с пояснительными записками, которые определяют объем строительно-монтажных работ, их стоимость и трудоемкость. Проектные работы делятся на предпроектные предложения, проектную и рабочую документацию. В их выполнении принимают участие специалисты в области проектирования: технологи, архитекторы, конструкторы и т.д.

Инженерные изыскания — обязательная часть градостроительной деятельности, обеспечивающая комплексное изучение природных условий территории и факторов техногенного воздействия на территорию объектов капитального строительства для решения следующих задач:

— установления функциональных зон и определения планируемого размещения объектов при территориальном планировании;

— выделения элементов планировочной структуры территории и установления границ земельных участков, на которых предполагается расположить объекты капитального строительства, включая линейные сооружения;

— определения возможности строительства объекта;

— выбора оптимального места размещения площадок (трасс) строительства;

— принятия конструктивных и объемно-планировочных решений;

— составления прогноза изменений природных условий;

— разработки мероприятий инженерной защиты от опасных природных процессов;

— ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий и формирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности всех уровней.

Они подразделяются на основные виды инженерных изысканий и специальные.

Из этих определений становится ясно, что не все даже довольно крупные организации имеют в своем штате достаточно широкий ассортимент необходимых профессионалов, специалистов разного профиля. Это тоже становится иллюстрацией к тому, что для некоторых претендентов на статус поставщика объединение в один лот проектных и изыскательских работ может стать реальным препятствием для участия в конкурсных процедурах.

Однако стоит отметить: тот же Градостроительный кодекс РФ вовсе не исключает такое объединение и своими положениями демонстрирует, что это в порядке вещей. Вот выдержка из этого документа:

«5.2. Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий».

Интересно, что то же Минэкономразвития России в своем письме от 25.09.2008 № Д05-4076 признавало правомерным объединение в один лот не только проектно-изыскательских работ (ПИР), но даже и строительных работ, если эти работы выполняются при строительстве объекта «под ключ», а заказ размещается посредством проведения аукциона.

Еще в январе 2013 года вышло Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда № 11604/12 по одному из рассмотренных дел. В этом документе было указано, что включение в документацию о торгах требования о наличии разных лицензий само по себе не является ни обоснованием, ни доказательством правомерности или неправомерности включения в один лот функционально и технологически не связанных работ.

Также в этом Постановлении отмечалось, что  задачей законодательства, касающегося размещения заказа, является не столько обеспечение максимального числа участников конкурсных процедур, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени отвечает целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков.

ФАС России включение в один лот работ по архитектурно-строительному проектированию и выполнению инженерных изысканий в своем решении от 24 июля 2015 г. N К-889/15 признало правомерным. Обоснованием такой позиции явилось то, что согласно ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации. При этом путем подготовки такой документации осуществляется архитектурно-строительное проектирование (ч. 1 ст. 48 ГрК РФ). По иному, между этими видами работ имеется технологическая и функциональная связь.

Но практика показывает, что для государства намного выгоднее раздельная закупка: и в плане количества исполнителей (оно увеличивается), и в плане снижения начальной максимальной цены контракта. Конечно, для государственных и муниципальных заказчиков это не радостное решение, так как они стремятся все объединять, укрупнять, уменьшать количество процедур, снижая таким образом затраты времени и труда.

Журнал Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. №50
Просмотров: 26