Версия для слабовидящих

Памятка государственным гражданским служащим Чеченской Республики о ситуациях конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования

Введение

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») под конфликтом   интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам  граждан, организаций, общества или государства.

Часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе  Российской Федерации») определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского  служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью  гражданского  служащего и законными  интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Согласно части 3 данной нормы под личной заинтересованностью  гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения  гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для  гражданского  служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следует учитывать, что личная заинтересованность государственного   гражданского служащего может возникать в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить определенный круг лиц. К числу таких лиц относятся члены семьи служащего (не только родители, супруги, дети, братья, сестры государственного гражданского  служащего, но и братья, сестры, родители и дети их супругов). В связи с этим, в настоящей памятке для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего».

Под указанные определения конфликта интересов попадает значительное количество ситуаций, в которых государственный   гражданский служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных  интересов   государственных гражданских служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, следует выделить ряд типичных ситуаций, в которых возникновение  конфликта интересов является наиболее вероятным:

выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной гражданской службы;

нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств).

В настоящей памятке рассматриваются ситуации конфликта   интересов, приводится описание ситуации и рекомендации, как для  государственных гражданских служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В отдельных случаях излагается комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов Комментарий содержит конкретные примеры и другую полезную информацию.

При определении содержания функций  государственного  управления необходимо учитывать следующее.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что функции государственного управления организацией представляют собой полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе:

размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;

осуществление государственного надзора и контроля;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;

подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные действия;

проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

проведение расследований причин возникновения чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

представление в судебных органах прав и законных  интересов  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

участие  государственного  служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.

Необходимо отметить, что в целях установления единой системы запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в  государственном  секторе, принят Федеральный закон от 25 декабря
2008 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», в соответствии с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе  Российской Федерации», распространяются на иные виды  государственной   службы.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, представляется, что основу организации работы по урегулированию конфликта интересов на   государственной гражданской службе составляет обеспечение исполнения  государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Так, частью 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» определена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Пункт 12 части 1 статьи 15 и часть 3 статьи 19 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают обязанность гражданского служащего сообщать в письменной форме представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к  конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого  конфликта.

Непринятие  государственным   гражданским  служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с гражданской   службы (пункт 5.1 части 5 статьи 11 Федерального закона
«О противодействии коррупции», пункт 3.2 части 3 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской
Федерации»). Выяснение обстоятельств непринятия государственным   гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию  конфликта интересов осуществляется в рамках проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов  осуществляется по инициативе государственного гражданского служащего и может не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного   гражданского служащего в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию  конфликтов интересов , об установлении, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов .

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения  государственного гражданского служащего, являющегося стороной  конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов   интересов.

Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо:

использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной   службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 21 сентября 2009 года № 1065 (при наличии основания, установленного пунктом 10) и Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Чеченской Республики, и лицами, замещающими государственные должности Чеченской Республики, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Чеченской Республики (указ Главы Чеченской Республики от 24 февраля 2011 года № 30), Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Чеченской Республики, и государственными гражданскими служащими Чеченской Республики, и соблюдения государственными гражданскими служащими Чеченской Республики требований к служебному поведению (указ Главы Чеченской Республики от 24 февраля 2011 года № 31), Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Чеченской Республики и урегулированию конфликта интересов (указ  Главы Чеченской Республики от 11 октября 2010 года № 32).

В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона «О государственной  гражданской службе Российской  Федерации» установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, активнее привлекать комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию  конфликтов интересов для выработки мер по предотвращению конфликта   интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного гражданского служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.

Так, на основании соответствующего представления, предусмотренного подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных  государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 июля
2010 года № 821, вопрос выработки мер по выявлению, устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на   государственной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии.

В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным гражданским служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

В соответствии с пунктом 3.2 части 3 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта  интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта  интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского  служащего с гражданской службы.

Мониторинг практики рассмотрения случаев конфликта интересов на   государственной службе, проводимый Минздравсоцразвития России в 2011 году, а также анализ информации о деятельности комиссий показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются:

совершение  гражданским служащим действий, принятие им решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров;

выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы;

владение государственным гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной   гражданской службы, если отдельные функции государственного  управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего.

 

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования

 

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного   гражданского служащего.

 

1.1.  Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует в письменной  форме уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя (пункт 3 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), непосредственного  начальника (пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить  государственного гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы является его родственник.

Комментарий

Осуществление государственным гражданским служащим функций  государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например: государственный гражданский служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной  должности  государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного гражданского служащего;

государственный гражданский служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта  интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника   государственного гражданского служащего.

Согласно пункту 10 статьи 22 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» состав конкурсной комиссии  формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

При этом необходимо отметить, что не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если государственный гражданский служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

2.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, выполняют или собираются выполнять   оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового  договора в организации, в отношении которой государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Уведомительный порядок направления государственным гражданским  служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Кроме того, этот порядок не конкретизирует каким должно быть уведомление: устным или письменным. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять  иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего  личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций  государственного управления в отношении организации государственный  гражданский служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от  выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного гражданского служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный гражданский служащий самостоятельно не принял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный гражданский служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

2.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий, его родственники или иные  лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом государственный гражданский служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Установленный Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случаях возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приведет или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному гражданскому служащему следует полно и подробно в письменной форме изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного гражданского служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным гражданским  служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного гражданского служащего;

государственный гражданский служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных ( служебных )  обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги,  предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями государственного гражданского служащего. Например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае государственный гражданский служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

2.3. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному гражданскому служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного гражданского служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить  государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся  материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой государственный гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

2.4. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному гражданскому служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный гражданский служащий не принимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного гражданского служащего от замещаемой должности или увольнении с гражданской службы.

Непринятие государственным гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы (пункт 3.2 части 3 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

2.5. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного гражданского служащего из состава комиссии по размещению заказа на  время проведения конкурса, в результате которого у государственного гражданского служащего возникла личная заинтересованность.

3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

3.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

В случае если государственный гражданский служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление в соответствии с требованиями гражданского законодательства (часть 2 статьи 17 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым государственный гражданский служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов. В этой связи государственным гражданским служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.

В случае если родственники государственного гражданского служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом целях урегулирования конфликта интересов государственному гражданскому служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники.

Комментарий

Данная ситуация аналогична рассмотренным ранее примерам с  выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников государственного гражданского служащего ограничений на владение ценными бумагами законодательством не установлено.

3.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

4.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, получают подарки или иные блага, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданские служащие не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные  гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной  командировкой или другим официальным мероприятием, может его  выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в том числе, государственным служащим, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Государственному гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные  функции государственного управления.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным гражданским служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, следует оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок получен с нарушением требований законодательства Российской Федерации и государственным гражданским служащим не  соблюдаются запреты, связанные с государственной гражданской службой, то в отношении государственного гражданского служащего должны быть применены меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Комментарий

Установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить государственному гражданскому служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит государственного гражданского служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение  им   должностных  обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие  действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного гражданского служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом.

То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками государственного гражданского служащего.

Действующее законодательство не устанавливает ограничения на получение подарков и иных благ родственниками государственных гражданских служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного гражданского служащего.

4.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного гражданского служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность  возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить  государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

4.3. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным гражданским служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному гражданскому служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей. Рекомендовать государственному гражданскому служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный гражданский служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до разрешения имущественных вопросов отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная  заинтересованность государственного гражданского служащего, имеют имущественные обязательства.

5.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении  отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники  государственного гражданского служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

5.3.Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным гражданским служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется до урегулирования   имущественного  обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным гражданским служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

5.4. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, участвуют в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный гражданский  служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных
(служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые являются участниками судебного разбирательства с  государственным гражданским служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной гражданской службы

6.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную гражданскую службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации,  владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную гражданскую службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного гражданского служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных   обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Комментарий

Государственный гражданский служащий, поступивший на государственную гражданскую службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации. Возможна и обратная  ситуация, при которой государственный гражданский служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным гражданским служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного гражданского служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части  1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

6.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному гражданскому служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной гражданской службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после его увольнения с государственной гражданской службы.

С трудоустройством бывших государственных гражданский служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

бывший государственный гражданский служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором государственный гражданский служащий ранее замещал должность;

бывший государственный гражданский служащий создает  собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный гражданский служащий ранее замещал должность;

государственный гражданский служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной гражданской службы заниматься их реализацией.

7 Ситуации, связанные с явным нарушением государственным гражданским служащим установленных запретов

7.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

7.2 . Описание ситуации

Государственный гражданский служащий в ходе проведения  контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный гражданский служащий рекомендует организации для устранения нарушений  воспользоваться услугами  конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного гражданского служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и  урегулирования

Государственному гражданскому служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые государственным служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если государственный гражданский служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Несмотря на то, что рекомендации государственного гражданского служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного гражданского служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

7.3. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственному гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или Российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или не предоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить», какую именно работу он там выполняет.

7.4. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (пункт 3 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному гражданскому служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным гражданским служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному гражданскому служащему установленным законом мер ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой, учитывая характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Просмотров: 33