Минавтодор Чечни: методология большого рывка

Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики отметило в этом году десятилетие со дня основания. Поздравляя свой Минавтодор с юбилеем, глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров подчеркнул, что за десять лет проделан впечатляющий объем работы. Состояние объектов автодорожного хозяйства, еще недавно практически разрушенного, сегодня может вызывать восхищение и жителей региона, и его гостей. После строительства и реконструкции введено в эксплуатацию около 600 км дорог, более 50 мостов, 14 производственных баз, а также отремонтирована практически треть дорожной сети. С гордостью Рамзан Кадыров отмечает и то, что современные дороги и мосты появились даже в самых отдаленных уголках региона. О проделанной работе и планах на будущее нашему корреспонденту рассказал заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики — министр автомобильных дорог Чеченской Республики Абубакар Тумхаджиев, возглавляющий дорожное ведомство с самого дня его основания.

 

— Абубакар Бухаруевич, вы стояли у истоков создания министерства. В связи с чем оно было образовано? Какие задачи оно решает сегодня? Что в себя включает ваше дорожное хозяйство?

— Отсчет своей истории мы можем вести с 1957 года, когда в Чечено-Ингушской автономной республике была образована самостоятельная Дорожная служба №504. Позднее названия неоднократно менялись, но суть оставалась одна. С реализацией программы возрождения региона указом Главы Чеченской Республики 19 января 2008 года департамент автомобильных дорог был усилен и преобразован в министерство. Эта дата и является днем рождения нашего ведомства в его современном виде.

В настоящее время в состав Минавтодора  входит 31 подведомственное предприятие. В целом они комплексно решают вопросы содержания и эксплуатации дорог, проведения ремонтно-строительных работ, производства стройматериалов. Есть у нас и свой проектный институт — «Миндорстройпроект».

Министерство курирует вопросы содержания, ремонта, капремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Протяженность региональных дорог в Чеченской Республике на сегодняшний день составляет более 3 тыс. км, из них около 1,7 тыс. — с асфальтобетонным покрытием. В составе региональной дорожной сети — 238 мостов и еще множество искусственных сооружений. Кроме этого, по территории республики проходят участки двух федеральных трасс. В этой связи, учитывая небольшую площадь Чечни, можно утверждать, что у нас очень развитая дорожная сеть.

 

— Основные цифры по вашим достижениям в рамках празднования юбилея уже озвучены неоднократно, в том числе Главой республики. А можно о проделанной работе подробнее?

— Начну с того, что благодаря стараниям нашего национального лидера Рамзана Кадырова Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 гг.» (позже продленная на год), а в ее рамках — подпрограмма развития дорожного хозяйства. На тот момент наши дороги были полностью разбиты на 70-80% своей протяженности, похожая ситуация наблюдалась и по мостам.

Благодаря началу реализации программы произошел коренной перелом в дорожном хозяйстве республики, только за 2008 год мы освоили такой объем средств, как за предыдущие семь лет. За прошедшее десятилетие финансовые вопросы также решались, в частности, в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года» и нашей региональной программы «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики», которая принимается ежегодно.

От восстановительных и ремонтных работ мы постепенно переходили к строительству и реконструкции дорог, мостов, производственных баз. За десять лет с помощью  Главы Чеченской Республики и Минтранса России приобрели и сотни единиц техники, в том числе специальной, без которой не удалось бы справиться с поставленными перед нами масштабными задачами. Восстановлены и оснащены современным импортным оборудованием асфальтобетонные заводы. Появились свои камнедробильные установки, которые позволяют производить собственные инертные материалы. Есть свой завод по выпуску железобетонных изделий, песчаный карьер и другие мощности по производству стройматериалов. Частично закупаем из соседнего региона высококачественный щебень для верхних слоев дорожных одежд, но в основном у нас все свое. Полностью привозной только битум.

 

— Российские дорожники часто жалуются на его низкое качество. А как у вас решаются вопросы с битумом?

— Мы используем битум преимущественно из Самары и Волгограда. При этом отлажена собственная система контроля качества. При приемке каждая партия испытывается в нашей лаборатории. Если привезен продукт, не соответствующий заявленным характеристикам, он возвращается за счет производителя. Проверяется каждый вагон.

Напомню, что раньше в Чечне работало несколько нефтеперерабатывающих предприятий и, конечно же, битум был свой. Сейчас планируют восстановить для начала один завод. В настоящее время разрабатывается проектная документация.

 

— Раз уж заговорили о качестве – вопрос: как вы организуете строительный контроль на ваших объектах? Кто его ведет?

— У нас имеется специальный отдел, в котором под руководством грамотного инженера — выпускника МАДИ работают опытные специалисты в этом направлении. При министерстве также имеется и своя лаборатория. Как профилирующее министерство, мы самостоятельно осуществляем полный цикл строительного контроля, начиная с входящих материалов, включая всю исполнительную документацию и т. д. Именно поэтому стройконтроль на торги мы не выносим.

 

— Предприятия, входящие в состав министерства, необходимо пополнять специалистами. Во многих организациях кадровый вопрос – один из самых больных. А как обстоят дела с кадрами в вашем министерстве?

— Раньше приходилось привлекать специалистов из соседних регионов, приглашать выпускников разных профильных вузов страны. Теперь же факультет, который готовит дорожников, появился в Грозненском государственном нефтяном техническом университете. В этом году состоялся первый выпуск. Мы поддерживаем факультет, организуем для его студентов производственную практику в наших подразделениях. Первые молодые специалисты уже пришли в отрасль. Теперь будут свои дорожники.

 

— Какие свои объекты вы считаете наиболее сложными и интересными?

— Технические сложности у нас, прежде всего, обусловлены горным рельефом. Современные дороги проложены уже и в труднодоступные места, но поддерживать их в нормальном состоянии проблематично. Например, сейчас занимаемся реконструкцией подъезда к одному из горных селений. И вот работы уже подходят к завершению, но внезапно случается паводок, причем третий за год. Там протекает небольшой ручей, но из-за сильных дождей он может разливаться до масштабов стихийного бедствия. В последний раз это случилось к ночи, и только благодаря тому, что на объекте находились рабочие подрядной организации, удалось, можно сказать, спасти село. Но дороги к утру не стало… Селению 15 столетий, однако в обозримом прошлом такого паводка здесь не было. Специалисты говорят, что в проект можно заложить эффективные меры защиты, но это будет «золотая дорога». Радует только то, что у нас все-таки достаточно сил, чтобы бороться с чрезвычайными ситуациями.

А гордостью наших дорожников стали мосты, возведенные по передовым технологиям и рассчитанные на современные нагрузки. Именно мостовые сооружения сейчас вышли на первый план, ведь большинство мостов пострадало или было полностью разрушено в ходе военных действий, а те из них, которые уцелели, были построены 70-80 лет назад и уже не отвечают современным требованиям. Как правило, по проекту это называется реконструкцией, но фактически в таких случаях в новом створе возводится новое сооружение.

 

— Можно подробнее о ваших мостах?

— Крупные мосты построены через реку Терек в Червленной и Хангиш-Юрте, длиной соответственно 266 и 264 м. Для наших мостостроителей новшеством стало освоение метода продольной надвижки. Использовались металлические ортотропные плиты. Пролеты сооружались большие, потому что на Тереке в паводок случается карчеход — по реке плывут целые деревья, с кроной и корнями.

Особо хотелось бы отметить объект, сданный два года назад. Это красивейший 158-метровый мост у селения Чишки через бурную горную реку Аргун. Сложность его строительства граничила с уникальностью. Важность объекта заключается в обеспечении транспортной связи с развивающимся горнолыжным курортом «Ведучи». Еще одна особенность проекта — то, что там построена и новая дорога, в обход территории детского санаторно-лечебного центра. Решение о строительстве обхода вынес непосредственно глава Чеченской Республики.

В этом году завершилось сооружение еще одного моста через Терек — на 4 км автодороги Ищерская — Грозный. Старый переход по соображениям безопасности два года был закрыт для проезда грузового транспорта, а объезд составлял 180 км. Новый шестипролетный мост длиной 292 м стал самым протяженным в Чечне и одним из самых длинных на Северном Кавказе. Официальная сдача объекта в эксплуатацию намечена на декабрь, после демонтажа старого перехода и завершения обустройства подходов, но подрядчик – ООО «СпецДорСтрой» идет с опережением календарного графика.

 

— Вы отмечали, что программа «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики» утверждается ежегодно. Какова программа на 2018 год?

— Да. В частности, в 2018 году ведется работа по шести мостам. Также начали строить новую производственную базу Грозненского ГУДЭПа. Общее количество реконструируемых и строящихся объектов — 15. В их числе восемь участков автодорог общей протяженностью 40 км. Ведется также капремонт (два объекта, 4,3 км) и ремонт (81,1 км дорог). Аварийно-восстановительные работы проводятся на 38 объектах. Большое внимание уделяется также круглогодичному содержанию дорог общего пользования.

 

— Известно, что повышение уровня безопасности дорожного движения и реализация так называемой стратегии «ноль» — одна из ключевых задач государственной важности. Какие мероприятия выполняются у вас в этом направлении?

— Одним из поручений Президента России еще от 2014 года предусматривалась установка дорожных знаков нового поколения. Их мы установили около 5 тыс. штук на всех основных маршрутах.

Особое внимание уделяем дополнительным мерам безопасности перед школьными и дошкольными учреждениями. В этом году планируем завершить на всех пешеходных переходах перед школами установку современных светофоров Т.7, а также барьерных ограждений.

Установку камер видеонаблюдения обеспечить пока не можем. Вопрос упирается в финансирование отрасли и наполняемость дорожного фонда.

 

— В условиях бюджетных ограничений, характерных сейчас для всей страны, есть ли у вас планы по привлечению средств за счет частных инвестиций, по схеме государственно-частного партнерства?

— В Чеченской Республике ГЧП в транспортной инфраструктуре едва ли будет развиваться из-за низкого трафика. Кроме этого, у любой платной дороги, как известно, должна быть альтернатива проезда, но у нас равнинная территория густо заселена. Не всегда возможно даже выполнить реконструкцию существующей дороги из-за стесненных условий, ввиду плотной застройки населенных пунктов. Не говоря уж о строительстве новой. А в горных районах скоростная дорога будет очень затратная — с тоннелями, эстакадами и т. п. Едва ли кто-то захочет инвестировать дорогостоящий проект, который окупится только лет через сто…

 

— Но есть и другие финансовые механизмы, помогающие реализовывать дорожные проекты в области ремонта и содержания. Например, введение в эксплуатацию системы «Платон». Что вы думаете по этому поводу?

— Пока что регионы получают собранные ею средства только на объекты федеральных трасс. Конечно, основная нагрузка приходится на эти магистрали, но затем большегрузы все равно съезжают на местные дороги и разбивают их. Есть идея начать вводить весогабаритный контроль и на региональной дорожной сети. Планируем разработать соответствующую программу с установкой четырех пунктов весового контроля, причем первый из них хотим открыть уже в следующем году. Едва ли такая система способна возместить ущерб, наносимый большегрузами, но это может быть реальная поддержка дорожной отрасли.

Большие надежды на сегодняшний день возлагаем на новый национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это станет очень весомой поддержкой нашему дорожному хозяйству в перспективе до 2024 года.

 

— В целом, какими вам видятся перспективы дорожной отрасли в Чечне?

— Ситуация в дорожной отрасли по республике за десять лет улучшилась кардинально. Но мы понимаем, что, условно говоря, пока решили только часть стоящих перед нами задач.

Да, мы привели в порядок основную опорную сеть. Однако на протяжении уже более десяти лет интенсивность движения ежегодно возрастает на 15-17 тыс. единиц автотранспорта только по нашему региону. Увеличивается и число проезжающих через республику автомобилей. В связи с этим на многих участках необходимо строить обходы крупных населенных пунктов. Подходит время ремонтировать и те дороги, которые были обновлены несколько лет назад. Работы предстоит много. Но мы уверены, что при той поддержке, которую мы постоянно получаем от Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова, а также от Федерального дорожного агентства, дорожники с честью справятся с поставленными задачами.

В целом же на государственном уровне сейчас есть понимание, что в развитии транспортной инфраструктуры всей России необходим большой рывок вперед, и мы надеемся быть в авангарде этого процесса.

 

Абубакар Бухаруевич, большое спасибо за беседу! Позвольте поздравить вас и весь коллектив Министерства с десятилетием и с приближающимся юбилеем столицы Чечни и пожелать дальнейшей плодотворной работы на благо вашей республики!

 

Беседовала Регина ФОМИНА

 

 

Print Friendly, PDF & Email
Просмотров: