О СОДЕРЖАНИИ

Аббас ТЕМИРСУЛТАНОВ, заместитель министра автомобильных дорог Чеченской Республики:

 

— Наш регион отличается разнообразием климатических условий и сложным рельефом горной местности, для которой к тому же характерны внезапные паводки и оползневые явления. Исходя из этого, содержание дорог в нормативном состоянии можно назвать основной проблемой дорожного хозяйства.

Решение стоящих перед нами задач усложняется и ограниченностью бюджета. Тем не менее, мы находим возможности содержать всю дорожную сеть в проезжем состоянии, больших нареканий со стороны жителей республики на сегодняшний день нет. Хотя некоторые дороги и требуют небольшого ямочного ремонта, но проехать можно в любой район.

 

На основной сети за последние 10 лет установлено более 34 тыс. знаков, более 40 тыс. сигнальных столбиков, около 80 км барьерного ограждения. Проведены масштабные мероприятия по очистке полосы отвода, долгие годы находившихся в заброшенном состоянии. Сначала было нелегко и даже опасно — могли остаться мины и снаряды. Иногда приходилось приглашать саперов. Случалось, что выходили из строя автогрейдеры и бульдозеры.

 

Отмечу, у климата Чечни есть один плюс — дорожно-строительный сезон бывает более продолжительным, чем во многих регионах России. Но все-таки содержание дорог особенно трудным является именно в зимний период — необходимо бороться с гололедицей. Стараемся вовремя подсыпать реагенты. Используем песко-соляную смесь. Песок — местный, а соль привозим в основном из Астрахани, находящейся в соседнем регионе. В целом получается дешевое решение и, с учетом короткого зимнего сезона, минимально влияющее на окружающую среду.

 

Надо отметить, что дорожное хозяйство республики исторически не рассчитано на суровые зимы с постоянным снежным покровом. Если снег идет два-три дня, для нас это создает большие проблемы. Современная снегоуборочная техника приобретена, но пока она закрывает только около половины потребностей. Несмотря на это, снежного наката на наших дорогах не бывает — снег убираем полностью. Делается это в первую очередь по основным автобусным маршрутам, на главных магистралях. Так обслуживаем около 2,8 тыс. км дорог. Кроме тех, которые ведут к горным пастбищам, куда зимой никто не ездит.

Содержание дорог в горной местности — это, конечно же, особая история. Надо бороться с оползневыми явлениями. Мы изучили, как проектируются спецукрепительные сооружения, и разработали собственный вариант. И если 7-8 лет назад случалось так, что прошел сильный дождь — и проезда нет, то сейчас можно без проблем проехать в любой район. Как показало время, это действительно хорошее решение. Ищем пути защиты и от камнепадов. В одном проекте сейчас предусмотрен пробный вариант с удерживающим сетчатым ограждением. Это, однако, дорого.

Еще одна проблема — большегрузный и негабаритный транспорт. Обидно, когда только отремонтировали дорогу, а по ней проехал 70-тонник и сразу выдавил колею. В России ГОСТом предусмотрена нагрузка 11,5 т на ось, а по некоторым участкам и того меньше. Решение известно: закладывать бетонные основания. Это, по российским меркам, очень дорого. Но для достижения указанных президентом межремонтных сроков тут два варианта — или запрещать большегрузный автотранспорт, или усиливать дорожные конструкции.

Журнал «Дороги. Инновации в строительстве»

Print Friendly, PDF & Email
Просмотров: