В Новосибирске обсудили развитие туризма и транспортной инфраструктуры

Вопросы развития туризма и транспортной инфраструктуры в Сибирском федеральном округе обсудили сегодня в рамках круглого стола, который прошел на площадке IX Международного Сибирского транспортного форума в Новосибирске.

         В мероприятии приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, а также представители региональных дорожных ведомств и министерств туризма.

         По словам Игоря Левитина, с учетом сложившейся экономической ситуации прогнозируется прирост количества людей, желающих посетить Сибирской федеральный округ. Поэтому вопросы развития туристического кластера и транспортной инфраструктуры, которая позволит россиянам с комфортом добираться до рекреационных зон, на сегодняшний день очень актуальны.

         «Сибири есть что показать. Это не только Алтай, Чуйский тракт, это и Красноярский край, много туристических зон в Кузбассе, в Новосибирской области, Республика Тыва также обладает большим потенциалом. Надо понимать, как это все будет развиваться, что необходимо от Правительства Российской Федерации, от Государственного совета, чтобы сформировать повестку будущего заседания президиума Госсовета по туризму, который в этом году мы хотим провести», ― отметил Игорь Левитин.

         По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко, при формировании программ дорожной деятельности в регионах туристическим маршрутам уделяется особое внимание. Так, за три года реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в нормативное состояние приведено более 800 участков туристических маршрутов. Их общая протяженность составила свыше 4 тыс. км. В этом году работа продолжится ― планируется привести к нормативу еще 345 таких объектов, это 1,7 тыс. км региональных и местных дорог.

         Что касается Сибирского федерального округа, по федеральным трассам проходят 6 крупнейших национальных туристических маршрутов. Это «Здравствуй, Алтай» (Р-256 «Чуйский тракт», Алтайский край), «Кузбасс ― огонь в сердце» (Р-255 «Сибирь» Кузбасс), «Сибирские каникулы» (Р-257 «Енисей», Р-255 «Сибирь», Красноярский край), «Сибирские каникулы» (Р-257 «Енисей», Республика Тыва), «Сибирские каникулы» (Р-257 «Енисей», Республика Хакасия), «Томск ― сердце Сибири» (Р-255 «Сибирь», Томская область).

         «По поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о приведении к нормативу объектов автодорожной инфраструктуры, обеспечивающих транспортную доступность туристских объектов, мы проанализировали подходы, которые были предложены коллегами из Ростуризма. Есть потребность порядка 9,9 млрд рублей для решения поставленной задачи, ― рассказал Игорь Костюченко. ― Вместе с тем, согласно сведениям, внесенным в систему «Эталон», в текущем году, в том числе за счет федеральной поддержки по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», предполагаем направить средства в размере 13,4 млрд рублей».

         Игорь Костюченко подчеркнул: для эффективного решения поставленных задач необходимо поставить приоритеты и критерии, по которым будет четко определено, когда и какой объект планируется развивать и — с учетом интенсивности движения — какая транспортная инфраструктура для этого необходима.

         Что касается объектов дорожного сервиса, на территории Сибирского федерального округа вдоль федеральных трасс размещено 1 265 таких объектов, а также 239 площадок отдыха. «При строительстве и реконструкции участков федеральных автодорог предусматривается размещение площадок отдыха с перспективой их развития в многофункциональные зоны дорожного сервиса. Такой подход позволяет систематизировать размещение таких зон и минимизировать количество примыканий к федеральным дорогам.

         На данный момент в рамках проектирования участков федеральных трасс на территории Сибирского федерального округа в проектной документации уже предусмотрены мероприятия по строительству шести таких площадок», ― рассказал Игорь Костюченко.

         Говоря о развитии сети автомобильных дорог, заместитель руководителя Росавтодора акцентировал внимание на беспрецедентной по меркам сегодняшнего дня федеральной поддержке, которая оказывается субъектам. «В 2019 году федеральная поддержка Сибирскому федеральному округу составила 24,8 млрд рублей, в 2020 году ― 32 млрд, в 2021-м ― 32 млрд, в текущем, 2022 году ― 35,119 млрд рублей. При этом консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа составляет 34,6 млрд рублей», ― рассказал спикер.

         О том, какая работа ведется по развитию туризма и транспортной инфраструктуры, рассказали представители субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ. По информации министра транспорта Алтайского края Антона Воронова, ежегодно регион посещает около 2 млн туристов, 75 % из них приезжают на автомобилях.

         «В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в этом году планируется отремонтировать 7 объектов к туристическим достопримечательностям и местам отдыха протяженностью более 40 км. На эти цели предусмотрено более 500 млн руб. Это два участка дороги Быканов мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай, Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда – Бурла – граница Новосибирской области, Советское – Урожайное – Шульгин Лог, Романово – Гуселетово – Бурановка, Катунское – Красный Яр – Алтайское – граница Республики Алтай, Бийск – Карабинка – граница Республики Алтай.

         По словам Антона Воронова, перспективным направлением, которое решит проблему транспортной разгрузки федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт» в пиковый летний сезон, может стать реконструкция автодороги Быканов мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай.

         «Это позволит сформировать второй транспортный коридор от Бийска через предгорья Алтая в Республику Алтай и комфортно добираться до объекта культурного наследия федерального значения «Денисова пещера» и самого высокого каскада водопадов Алтайского края на реке Шинок. Это один из популярных туристических маршрутов в крае, входящий в опорную дорожную сеть и обеспечивающий выход в Республику Алтай», ― отметил министр.

         Соседняя Республика Алтай ― также одно из популярнейших российских туристических направлений. По информации исполняющего обязанности министра природных ресурсов, экологии и туризма региона Айлана Сумачакова, количество туристов, посещающих республику, составляет не менее 2 млн человек в год. При этом около 15 % приезжающих прибывают через аэропорт Горно-Алтайск, тогда как остальные ― на автомобилях.

         В соответствии с утвержденной концепцией развития туристической отрасли действуют и развиваются территории «Каракольские озера», ГЛК «Манжерок», «Озеро Телецкое», «Белуха», «Тюрк-Кабай», «Актру», «Чулышман».

         «Для развития туристических кластеров «Каракольские озера» осуществляется строительство третьего из пяти этапов автомобильной дороги до Каракольских озер. Концепцией предусмотрено создание кольцевого маршрута, замыкающего Майминский и Чемальский районы», ― отметил Айлан Сумачаков.

         Также перспективными направлениями являются участки дорог, соединяющие Усть-Коксинский и Онгудайский районы по маршруту Тюнгур – Инегень, а также выход на Республику Тыва и Казахстан.

         «Учитывая удаленность территорий, автотуризм является драйвером для развития туризма в Республике Алтай», ― подчеркнул спикер.

         Для Кузбасса туризм также является одной из стратегических линий развития. «Сейчас, когда происходит перераспределение турпотоков, люди стали больше путешествовать внутри страны, и для туриндустрии Кузбасса это новое окно возможностей. Мы заинтересованы в развитии самых разных направлений: это и активный отдых, промышленный, событийный, экологический туризм», ― рассказал министр туризма и молодежной политики Кемеровской области — Кузбасса Антон Пятовский.

         По словам министра, огромную роль в продвижении кузбасского и межрегионального турпродукта сыграет строительство трассы Абакан – Бийск. Соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году между Кузбассом, Алтайским краем, Республикой Алтай, Хакасией и Тывой.

         В планах долгосрочного периода ― строительство транспортного коридора Абакан – Бийск в границах Кузбасса. Для его реализации потребуется выполнить работы по трем автомобильным дорогам. По двум направлениям работы уже ведутся.

         «Нам поставлена цель превратить Кузбасс в туристический центр Сибири, предстоит большая работа. Я уверен, что совместными усилиями органов власти, инвесторов нам удастся реализовать все намеченные планы», ― сказал Антон Пятовский.

         Подводя итоги, помощник Президента РФ Игорь Левитин отметил, что доклады и тезисы, представленные в рамках круглого стола, будут учтены при формировании повестки будущего заседания президиума Госсовета по туризму. Вместе с тем он подчеркнул, что туризм — это еще и новые рабочие места, важная составляющая повышения качества жизни местных жителей.