Версия для слабовидящих

Словарь основных дорожных терминов


Общие сведения

Автомобильная дорога— инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки.

Автомобильная дорога ведомственная— дорога, находящаяся на балансе государственных предприятий и организаций и предназначенная для обслуживания их производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и дорогам общей сети. Автомобильные ведомственные дороги подразделяются на подъездные, технологические, внутрихозяйственные, служебные, патрульные и др. Расположены на территории промышленного или другого предприятия (организации), находятся на его балансе, обслуживая его производственные, технологические перевозки и подъезды к нему. Проектируются на основе технических требований данного предприятия (организации).

Автомобильная дорога временная — дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта.

Автомобильная дорога второстепенная— дорога, которая по своему значению, объемам перевозок и техническому решению уступает другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.

Автомобильная дорога главная — дорога, которая по своему значению, потокам движения, объемам перевозок или техническим решениям выше другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.

Автомобильная дорога горная — дорога, расположенная в горной местности, со значительными уклонами в продольном профиле, кривыми малых радиусов, серпантинами и инженерными сооружениями, предохраняющими ее от лавин, оползней, осыпей и т. п.

Автомобильная дорога зимняя (автозимник) — дорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная по замерзшему льду рек и озер.

Автомобильная дорога кольцевая — дорога, огибающая планировочную территорию города или другую территорию по замкнутой кривой, соединяющей дороги, входящие в город, и предназначенная для разгрузки пригородных дорог и городской уличной сети от транзитного движения автомобилей.

Автомобильная дорога многополосная — дорога, обеспечивающая движение автомобилей по четырем и более полосам.

Автомобильная дорога обходная — дорога, расположенная с внешней стороны территории города или другого населенного пункта на некотором удалении от него, предназначенная для обеспечения беспрепятственного пропуска транзитного движения автомобилей с минимальными затратами времени и разгрузки от него городской уличной сети.

Автомобильная дорога общего пользования — дорога, обеспечивающая движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам). Находится на балансе органов управления дорожным хозяйством. Дороги общего пользования по своему народнохозяйственному и административному значению подразделяются на дороги федеральные и территориальные.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления.

Автомобильная дорога платная — дорога, обеспечивающая движение автомобилей с взиманием оплаты за проезд.

Автомобильная дорога подъездная — дорога, обеспечивающая связь районов, городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий с железнодорожными узлами, речными и морскими портами, местами массового отдыха населения и соединяющая эти объекты с дорогой более высокой категории.

Автомобильная дорога территориальная — дорога, соединяющая: столицы республик; административные центры краев и областей, города республиканского, краевого и областного подчинения с административными центрами районов и автономных округов; административные центры районов и округов между собой, с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, курортами, базами отдыха, спортивными комплексами и с дорогами федерального значения. Находится под управлением территориальных управлений дорожного хозяйства.

Автомобильная дорога федеральная — дорога, соединяющая: столицу Российской Федерации со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами страны, столицы республик и административные центры краев и областей; курорты, места массового отдыха и туризма, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими станциями железных дорог, аэропортами, морскими и речными портами. Обеспечивает также транспортные связи с зарубежными странами, объединяет все другие автомобильные дороги в единую сеть. Находится под управлением федерального органа управления дорожным хозяйством.

Автомобильная магистраль — дорога высокой пропускной способности, предназначенная для скоростного движения автомобилей, не обслуживающая придорожной территории; имеет проезжие части, отделенные одна от другой по направлениям движения разделительной полосой. Все пересечения с другими путями (автомобильными, железнодорожными, трамвайными, пешеходными) выполнены в разных уровнях.

Автомобильный транспорт — один из важнейших видов транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств и сети автомобильных дорог. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров.

Владельцы автомобильных дорог— исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дорожная деятельность— деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Дорожное хозяйство — часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках. Включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию этих дорог.

Дорожно-климатическое районирование — разделение территории на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог. В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория Российской Федерации разделена на пять дорожно-климатических зон.

Интенсивность движения — количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).

Искусственные сооружения — сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства, галереи, подпорные стены и др.

Категория дороги — критерий, характеризующий народно-хозяйственное значение автомобильной дороги в общей транспортной сети страны и определяемый интенсивностью движения на ней. В соответствии с категорией назначаются все технические параметры дороги.

Классификация автомобильных дорог — разделение существующих и проектируемых автомобильных дорог или отдельных их участков на категории.

К скоростным автомобильным дорогамотносятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях, которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств, и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Обычные автомобильные дороги— автомобильные дороги, не относящиеся к автомагистралям или скоростным автомобильным дорогам. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

Плотность дорожной сети — отношение общей протяженности всех автомобильных дорог определенной области (района) к площади этой области (района).

Производственные объекты— сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог.

Пропускная способность дороги — максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени. Обычно измеряется в легковых автомобилях в час (авт./ч).

Протяженность дороги — фактическая длина дороги между объектами или населенными

пунктами.

Развитие сети дорог— осуществление плана перспективного размещения автомобильных дорог какого-либо региона в соответствии с потребностями народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках.

Реконструкция автомобильной дороги— комплекс работ, при выполнении которых

осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы

полосы отвода автомобильной дороги.

Ремонт автомобильной дороги —комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не

затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности

автомобильной дороги.

Сеть автомобильных дорог— совокупность всех дорог на территории страны, краев, областей

или районов, обслуживающих все отрасли их комплексного хозяйства.

Содержание автомобильной дороги— комплекс работ по поддержанию надлежащего

технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Схема развития автомобильных дорог— отраслевая схема общего комплекса схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и схем развития и

размещения производительных сил по экономическим районам. Разработка схем развития автомобильных дорог, так же как и других отраслевых схем, осуществляется в два этапа. На

первом этапе определяются задачи и основные показатели развития автомобильных дорог, на

втором этапе в составе этих схем разрабатываются материалы с расчетами, обосновывающими целесообразность проектирования, строительства, реконструкции, и другие мероприятия по развитию и повышению технического уровня дорог.

Транспортно-эксплуатационные показатели дороги — ряд параметров, определяющих

технический уровень дороги и ее эксплуатационные возможности. В зависимости от значений показателей дорогу относят к той или иной категории. Основными показателями являются:

скорость, интенсивность и состав движения, пропускная и провозная способности, уровень аварийности, качество дорожного покрытия, время сообщения, себестоимость перевозок автомобильным транспортом и др.

Улица — автомобильная городская дорога в пределах населенного пункта.

Примерная конструкция автомобильной дороги

 

Схема управления автомобильными дорогами общего пользования Российской Федерации

 

Земляное полотно и дорожные одежды

Защитные дорожные сооружения —сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумозащитные и ветрозащитные устройства, подобные сооружения.

Влажность воздуха — содержание в воздухе водяного пара. Характеризуется абсолютной и относительной влажностью, дефицитом влажности, упругостью водяного пара, точкой росы и удельной влажностью.

Водно-тепловой режим земляного полотна — закономерность изменения в течение года

влажности и температуры верхних слоев грунта земляного полотна, свойственная данной

дорожно-климатической зоне и местным гидрогеологическим условиям. Система мероприятий, направленная на регулирование водно-теплового режима, позволяет уменьшить влажность и величину морозного пучения рабочего слоя земляного полотна.

Грунт подстилающий — естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором

сооружается земляное полотно. Располагается непосредственно под дорожной конструкцией на толщину активной зоны, в которой практически затухают напряжения и деформации от транспортной нагрузки.

Грунт растительный— верхний слой почвы, который пригоден для озеленения.

Грунтовые воды — подземные воды, находящиеся в первом от поверхности земли постоянном водоносном горизонте, не имеющем сверху сплошной кровли водонепроницаемых пород. Не обладают напором и подвержены колебаниям уровня и дебита.

Обвал — внезапное обрушение с крутых горных склонов отдельных камней и обломков в скальных породах с сильной трещиноватостью.

Оползень — нарушение устойчивости склонов или откосов, выражающееся в смещении одной

части грунтового массива относительно другой, остающейся неподвижной, без контакта между ними. По механизму смещения различают срез с вращением, скольжение, выдавливание, вязкопластичное течение, сложное смещение.

Показатели прочности — механические характеристики, с помощью которых можно описать прочность в любых напряженных состояниях. Для грунтов такими характеристиками являются

угол внутреннего трения (ср) и сцепление (с).

Прочность грунтов — мера сопротивления грунтов касательным напряжениям. Основной вид нарушения прочности грунта — смещение одной его части по другой вследствие незатухающего сдвига, переходящего в срез.

Водоотводные устройства — комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).

Водосток (ливневая канализация) — система отвода поверхностных вод в городах,

предназначенная для сбора и отвода дождевых и талых вод, вод от полива и мытья улиц, вод из дренажных систем и внутренних водостоков зданий. Различают открытую систему, состоящую из лотков и кюветов, входящих в поперечный профиль улиц, водоотводных канав, тальвегов, русел малых рек, закрытую — состоящую из сети трубопроводов, водоприемных и смотровых колодцев

и камер и смешанную — включающую элементы закрытой и открытой сети.

Выемка — земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при

этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Раскрытая

выемка — мелкая выемка, устраиваемая с пологими откосами (более 1:10) для облегчения

переноса через нее снега ветровым потоком. Разделанная под насыпь — выемка с пологими

откосами и боковыми резервами, устраиваемая для уменьшения заносимости ее снегом.

Геокомпозит — составной материал, среди компонентов которого имеется, по крайней мере, один геотекстильный материал или материал, содержащий геотекстиль.

Геосетка — геосинтетический материал, в котором сетка связана узлами и в котором отверстия

шире, чем элементы плетения.

Геотекстиль — тканый или нетканый рулонный строительный материал, изготавливаемый из различного волокнистого сырья со значительной долей синтетических компонентов и

используемый в качестве прослоек для различных целей при строительстве, реконструкции и ремонте земляных сооружений.

Дренаж — геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают дренажи: откосный, перехватывающий и подкюветный.

Дренажные сооружения — комплекс сооружений, предназначенных для понижения уровня и

сбора грунтовых вод с их отводом из земляного полотна и из-под дорожных одежд. Различают: горизонтальный дренаж, к которому относятся трубчатый дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины (дрены), и вертикальный дренаж — забивные и сквозные

фильтры, колодцы, сифонный дренаж. Дренажные устройства укладывают: выше водоупора глубокого залегания (несовершенный дренаж); на
поверхность или ниже водоупора при неглубоком его залегании для полного перехвата подземных вод (совершенный дренаж).

Земляное полотно — сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев

дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с

обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов. К земляному полотну относят связанные с ним водоотводные

сооружения: кюветы,

канавы, резервы, дренажные устройства и др.

Насыпь — инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и (или) техногенных грунтов, в пределах которых вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.

Обочина — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальта- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги.

Основание насыпи — подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.

Откос земляного полотна — поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений.

Откосная часть — у насыпи — часть насыпи, расположенная между поверхностью откоса и вертикальной плоскостью, проходящей через бровку земляного полотна; у выемки – часть

грунтового массива, расположенная со стороны оси земляного полотна и ограниченная вертикальной плоскостью, проходящей через бровку выемки.

Поверхность земляного полотна — поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего

слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.

Поглощающие устройства — водоприемные устройства, отводящие воду в нижние пористые водопроницаемые слои подстилающего грунта.

Полоса отвода — полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений. Различают также полосу, временно отведенную для устройства боковых резервов, карьеров, которая после

окончания строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям.

Полувыемка-полунасыпь — земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки

уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или в отвал.

Слой земляного полотна рабочий — верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.

Слой земляного полотна улучшенный — дополнительный (необязательный) слой из необработанного или обработанного каменного материала, расположенный в пределах рабочего

слоя земляного полотна, устраиваемый с целью улучшения свойств дорожного основания.

Конструкции и типы дорожных одежд

Дорога грунтовая профилированная — автомобильная дорога, не имеющая покрытия, но построенная с помощью профилировочных дорожных машин с приданием земляному полотну определенного продольного и поперечного профиля. Требует регулярной профилировки (восстановления профиля). При переувлажнении проезд прекращается.

Дорога грунтовая улучшенная — профилированная грунтовая автомобильная дорога, проезжая

часть которой улучшена путем введения скелетных добавок (гравия, шлака и др.) или местных вяжущих (золошлаковых смесей и других отходов производства). При оттаивании после

замерзания, а также после обильных дождей проезд затруднителен или полностью невозможен.

Дорога зимняя (автозимник) — дорога, проезжая часть которой (сплошная или колейная)

построена из льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная непосредственно по замерзшей поверхности рек и озер. Действует до оттаивания ледяного

покрытия.

Дорожная одежда — многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной

дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт. Дорожные одежды классифицируют по типам исходя из их капитальности.

Дорожная одежда жесткая — дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями;

со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из

цементобетона или железобетона.

Дорожная одежда капитальная — дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.

Дорожная одежда нежесткая — дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона, укатываемого бетона.

Дорожных одежд классификация — разделение дорожных одежд по типам исходя из их капитальности, характеризующей работоспособность дорожной одежды.

Краевая полоса — часть обочины или разделительной полосы (на дорогах I категории), непосредственно примыкающая к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем

на остальной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на краевую полосу ограничен.

С этой целью краевую полосу отделяют сплошной разметочной линией. Возможно устройство краевой полосы другого цвета, чем на основной проезжей части.

Основание бетонное (цементобетонное) — конструктивный слой дорожной одежды или нижний слой двухслойного цементобетонного покрытия, построенный из уплотненной цементобетонной смеси, включая укатываемый бетон или другие низкомарочные бетоны.

Основание битумогрунтовое — конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местных грунтов и органических вяжущих материалов с применением добавок.

Основание гравийное — конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из гравия или подобранной гравийной оптимальной смеси, распределенной по грунтовому или песчаному основанию и уплотненной.

Основание дорожной одежды — несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.

Основание из укрепленных грунтов — конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из грунтов, обработанных органическими или неорганическими вяжущими.

Основание песчаное — дополнительный слой, устраиваемый из песка ниже основания дорожной одежды или непосредственно под покрытием. Служит также дренирующим и выравнивающим слоем.

Основание цементогрунтовое — конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный

из смеси местного грунта, обработанного цементом.

Основание щебеночное — конструктивный спой дорожной одежды из природного или искусственного щебня с заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и уплотнением.

Для устройства щебеночного основания возможно применение щебеночной смеси оптимального состава.

Покрытие дорожное — верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.

Покрытие дорожное асфальтобетонное — покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотненное.

Покрытие дорожное гравийное — покрытие переходного типа, построенное из гравийной смеси и уплотненное. Укладывают в один или два слоя по всему профилю земляного полотна (серповидный профиль) или только по ширине проезжей части.

Покрытие дорожное из асфальтобетона на модифицированном битуме — верхний слой

дорожной одежды, устроенный из асфальтобетонной смеси, в которой битум модифицирован различными добавками, обычно повышающими его трещиностойкость.

Покрытие дорожное из дренирующего асфальтобетона — покрытие из специального высокопористого асфальтобетона, укладываемого на плотное асфальтобетонное основание, отводящее воду внутри своего слоя, что обеспечивает практически сухое состояние покрытия

даже в период дождя и способствует высокому коэффициенту сцепления автомобильного колеса

с покрытием.

Покрытие дорожное из литого асфальтобетона — высокоплотное капитальное дорожное

покрытие, построенное из литой смеси с повышенным содержанием битума высокой вязкости. Отличается повышенной долговечностью.

Покрытие дорожное из песчаного асфальтобетона — капитальное дорожное покрытие, разновидность асфальтобетонного покрытия. Устраивают из асфальтобетонной смеси, не содержащей щебеночного материала.

Покрытие дорожное из щебнемастичного асфальтобетона — плотное покрытие из щебнемастичной асфальтобетонной смеси, содержащей повышенное количество мелкого щебня (до 10 мм иногда до 20 мм), повышенное количество битума (до 6…8 %), с введением целлюлозы, минерального порошка (8…12 %). При уплотнении не рекомендуется применение вибрационных катков.

Покрытие дорожное цементобетонное — капитальное покрытие, монолитное, сооружаемое из цементобетонных (или полимербетонных) смесей, уплотняемых на месте работ, или сборное (сплошное или колейное) из индустриально заготовленных железобетонных плит. Различают монолитные покрытия — армированные и неармированные, непрерывно армированные, предварительно напряженные и самонапрягающиеся.

Покрытие дорожное цементобетонное армированное — монолитное цементобетонное покрытие, при строительстве которого в нем размещают арматуру (обычно стальную в виде сеток), улучшающую работу цементо-бетонной плиты на растяжение при изгибе.

Покрытие дорожное цементобетонное непрерывно армированное (бесшовное) — монолитное цементобетонное покрытие с повышенным содержанием арматуры, укладываемой непрерывно на большом протяжении, что позволяет избежать устройства деформационных швов.

Покрытие дорожное цементобетонное предварительно напряженное — монолитное дорожное покрытие, цементобетон которого в процессе строительства подвергнут предварительному

сжатию для повышения сопротивления растягивающим напряжениям (при безарматурном напряжении бетона), или с предварительно напрягаемой арматурой (струны, пучки, стержни периодического профиля).

Покрытие дорожное щебеночное — покрытие переходного типа, построенное из необработанных дробленых каменных материалов с расклинкой мелким щебнем и уплотнением с поливкой водой. Возможно применение плотных щебеночных смесей оптимального состава без расклинки.

Слой износа — тонкий слой, устраиваемый на покрытии из материалов, обработанных битумом

или синтетическим вяжущим, в том числе ЛЭМС (литыми эмульсионно-минеральными смесями), либо входящий в состав толщины покрытия, но не учитываемый в расчетной толщине слоя. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

Ширина проезжей части — расстояние между внутренними границами краевых полос, а при их отсутствии (на дорогах IV, V категорий) — расстояние между внутренними границами обочин.

Расчет дорожных одежд

Автомобиль расчетный (расчетная нагрузка) — условная транспортная единица, параметры которой (нагрузка на колесо, давление на покрытие, диаметр круга, равновеликого площади

передачи давления в зоне контакта) используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов.

Для перехода от автомобилей с различными осевыми нагрузками к расчетным используют суммарные коэффициенты приведения транспортного средства к расчетной нагрузке.

Деформация — изменение формы или размеров насыпи, дорожной одежды, сооружения и т. п.

без изменения массы.

Мостовые сооружения и переходы

Акведук — мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол,

дорогу и т. п.

Виадук — мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с высоким расположением уровня проезда над дном препятствия.

Высота моста — расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод.

Высота проезда — наименьшее расстояние от уровня проезда до низа расположенных над

проездом элементов конструкций, электрических сетей, сетей связи, трубопроводов и т. п., что определяет возможность или ограничение проезда транспортных средств.

Длина моста — расстояние между началом и концом моста, измеренное по его оси. При этом

начало моста — первая по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей

концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста — последняя по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других

видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста.

Длина пролетного строения — расстояние между крайними конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его оси.

Мост — сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды.

Различают по назначению:

— автодорожный — для автомобилей и пешеходов;

— железнодорожный — для железной дороги;

— городской — для городских транспортных средств и пешеходов;

— пешеходный — для пешеходов;

— совмещенный — для пропуска автомобилей и железнодорожных поездов в одном или разных уровнях;

— специальный — для пропуска трубопроводов, кабелей и т. п.;

по виду применяемых материалов в пролетном строении:

— деревянный,
— каменный,
— бетонный,
— металлический,
— железобетонный,
— сталежелезобетонный;

по уровню расположения проезжей части:

— с ездой поверху — проезжая часть расположена по верху пролетных строений;

— с ездой понизу — проезжая часть расположена на уровне низа пролетных строений;

— с ездой посередине — проезжая часть расположена в средней по высоте части пролетного строения;

по длине:

 

по расположению пролетного строения относительно горизонта высоких вод:

— высоководный — мост, пролетное строение которого находится над рекой на уровне, обеспечивающем пропуск паводковых вод и ледохода;

— низководный — мост, пролетное строение которого затопляется при проходе высоких вод;

— подводный — мост, пролетное строение которого располагается под водой на глубине, обеспечивающей движение автомобилей вброд. Подводные мосты применяются с целью

обеспечения скрытности их положения и повышения их живучести; по сроку службы:

— временный — мост с ограниченным сроком службы;

— постоянный — мост, предназначенный для длительной эксплуатации, срок службы которого определяется долговечностью материала конструкции;

по статической схеме пролетного строения:

— балочный,
— арочный,
— рамный,
— вантовый,
— висячий,
— комбинированный.

Мост балочный — мост, пролетное строение которого от вертикальных нагрузок имеет на опорах только вертикальные составляющие опорных реакций.

По статической схеме различают:

— разрезные,

— температурно-неразрезные,

— неразрезные,

— консольные.

Мост вантовый — мост, пролетное строение которого состоит из балки жесткости и поддерживающих ее наклонных элементов — вант, закрепленных на пилонах и выполняющих функции упругих опор.

Различают:

— по восприятию распора {распорные, безраспорные):

— по числу плоскостей вант (одна или две):

— по взаимному положению вант («пучок» — радиальное; «арфа» -ярусно-параллельное; «веер» — ярусно-расходящееся; «звезда» — ярусно-сходящееся).

Мост висячий — мост, в пролетном строении которого главными несущими элементами служат гибкие кабели, поддерживающие балку жесткости с помощью подвесок и передающие усилия на пилоны.

Различают:

— безраспорный — висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости;

— распорный — висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на анкерные опоры.

Мост разводной — мост, пролетное строение которого или часть его может перемещаться, освобождая пространство для пропуска судов. В зависимости от способа перемещения

судоходного пролета различают:

— поворотный — мост, у которого пролетное строение поворачивается в горизонтальной плоскости;

— подъёмный — мост, у которого пролетное строение поднимается в вертикальной плоскости;

— раскрывающийся — мост, у которого пролетное строение поворачивается вокруг горизонтальной оси;

— раскрывающийся двукрылый — мост, у которого пролетное строение состоит из двух частей (крыльев), поворачивающихся вокруг горизонтальных осей;

— откатной — мост, у которого пролетное строение выводится из судоходного пролета путем перемещения в горизонтальном направлении вдоль его оси.

Мост рамный — мост, пролетное строение которого жестко связано с опорами и представляет

собой раму.

Разновидности:

— однопролетный бесшарнирный;

— однопролетныйдвухшарнирный;

— многопролетный рамно-неразрезной, состоящий из жестко соединенных между собой

Т-образных рам (по фасаду);

— многопролетный рамно-консольный, состоящий из Т-образных рам (по фасаду), соединенных между собой шарнирами, допускающими угловые перемещения сопрягаемых концов ригелей;

— многопролетный рамно-подвесной, состоящий из Т-образных рам (по фасаду), соединенных

между собой подвесными пролетными строениями.

Мост цепной — висячий мост, главный несущий элемент которого выполнен в виде шарнирной

цепи из отдельных фасонных звеньев.

Паром — подвижное устройство, предназначенное для перевозки через водное препятствие

наземных транспортных средств и пассажиров.

Переход мостовой — комплекс сооружений, используемый для перехода через водоток,

состоящий из моста, подходов к нему, берегоукрепительных и регуляционных сооружений.

Площадь моста — произведение длины моста на расстояние между перилами в свету.

Подход к мосту — участок насыпи земляного полотна дороги, примыкающий к мостовому сооружению и служащий для въезда на мост и съезда с него транспортных средств.

Пролет моста — горизонтальное расстояние между смежными опорами.

Пролет моста расчетный — горизонтальное расстояние между осями опорных частей, а при отсутствии их — между осями опор или условными точками опирания пролетного строения.

Пролетное строение ребристое — пролетное строение, состоящее из тавровых и двутавровых

балок.

Пролетное строение сборное — пролетное строение, собранное из заранее изготовленных

элементов. Различают: сборно-монолитное — пролетное строение выполнено из заранее изготовленных элементов, объединенных монолитной плитой проезжей части; сборно-разборное — пролетное строение собирают из инвентарных элементов, комплект которых может быть

использован многократно.

Путепровод — мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях.

Селедук — мостовое сооружение над горной дорогой, служащее для пропуска по нему селевого потока.

Середина моста — геометрическое место точек, равноудаленных от начала и конца моста.

Середина пролета — геометрическое место точек, равноудаленных от смежных опорных частей.

Сооружение мостовое — сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное

для перевода транспортного пути или водовода через различные препятствия. К этой группе

сооружений относятся: мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, акведуки, мосты-каналы,

селедуки.

Тоннель автодорожный — подземное или подводное сооружение, предназначенное для

устройства автомобильной дороги через толщу земли, горный массив или под водным

препятствием.

Ширина моста — расстояние между перилами в свету.

Эстакада — мостовое сооружение для пропуска транспортной магистрали на некоторой высоте над поверхностью земли, чтобы пространство под ней могло быть использовано для различных целей, или устраиваемое вместо насыпи на подходах к мостам.