Версия для слабовидящих

Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики

В тревожные 1990-е годы силы международного терроризма и экстремизма направили свои усилия на разрушение российской государственности посредством деморализации общества, разложения его традиционных устоев. Развязанная психологическая и информационная война против России породили на ее территории локальные конфликты, народные волнения. В этот поистине драматический для российской истории период команда Президента Владимира Владимировича Путина уверенно начала реализовывать курс по упрочению позиций России как великой державы и возрождению духовно-нравственных устоев общества.

Курс Президента РФ Владимира Владимировича Путина был поддержании и  принят чеченским обществом и его духовной элитой во главе с Ахматом Абдулхамидовичем Кадыровым. Он принял на себя и достойно выполнил почетную миссию покончить раз и навсегда с войнами на многострадальной чеченской земле, тем самым проявив себя не только дальновидным политиком, но и патриотом России, достойным сыном чеченского народа.

А.А. Кадыров уделял важное внимание, как социально-экономическому, так и духовному возрождению чеченского общества. Благодаря деятельности Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата Абдулхамидовича Кадырова удалось в короткие сроки сформировать республиканские органы власти, войти в правовое поле России, тем самым возобновить работу учреждений медицины, культуры, искусства, образования и науки. А.А. Кадыров помогал духовенству и старейшинам, придавал огромное значение их роли в сохранении и популяризации традиционных ценностей многонационального чеченского общества.

В настоящее время Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров став во главе региона продолжает дело А.А. Кадырова по сохранению и укреплению мира в регионе, сохранению и развитию обычаев, традиций и религиозных ценностей народов ЧР в рамках единой и неделимой Российской Федерации.

В Чеченской Республике государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества и обществом в целом на всех уровнях проводится масштабная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. При этом  некоторые ведомства дублируют друг друга по направлениям деятельности и методам работы, тем самым увеличивая издержки и снижая результаты своей деятельности. Отсутствие четко разработанной стратегии, научно обоснованных критериев оценки и мониторинга результатов работы по духовно-нравственному воспитанию делает эту деятельность мало  эффективной.

Формирование единой политики ценностных ориентиров невозможно в условиях, когда каждый вуз, суз, общеобразовательная школа, ведомства, отвечающие за молодежную политику и духовное и нравственное развитие молодежи, работают по разным программам.

В Чеченской Республике ценностная шкала духовно-нравственного воспитания основана на трех постулатах – гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа).

Подобная особенность ценностной шкалы требует от организаторов воспитательной работы слаженного взаимодействия и системного подхода к выполнению поставленных задач.

Улучшение координации деятельности министерств, ведомств и организаций, а также реализация программного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения возможны только при  условии разработки и внедрении единой концепции и создания координационного экспертного совета.

Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса, главный замысел, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекса взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система взглядов на явления в мире, природе,  обществе и пути решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Концепция – организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются народы Республики, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, семья. Она (Концепция) учитывает культурное многообразие, существующее в Республике, стране и в мире в целом. Обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения  является ключевой задачей политики руководства Чеченской Республики. По словам Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, главная задача власти — вырастить из молодого поколения достойных граждан России, которые будут приносить пользу Республике и стране.

Концепция способствует формированию у гражданина чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, за свою малую Родину, город, сельскую местность, где он родился и рос, активной гражданской позиции и готовности к служению Отечеству.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации и обусловлена глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества Чеченской Республики.

 

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

2.1.Цели Концепции

Целями Концепции являются:

— привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность чеченского менталитета и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи;

— воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, глубоко верующего, ответственного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России.

 

2.2.Задачи Концепции

— формирование гражданского общества на основе духовно-нравственных ценностей, гуманизма и патриотизма;

— повышение уровня эффективности работы органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества в работе по духовно — нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения Чеченской Республики;

— воспитание подрастающего поколения на принципе стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому существующий общественный строй необходимо оберегать;

— создание единого центра (координационно-консультативного института) по реализации мер, направленных на духовное возрождение общества;

— формирование  у молодого поколения  нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые общечеловеческие идеалы и ценности;

— популяризация традиционных духовных, нравственных и культурных ценностей через литературу, живопись, музыку, театральное искусство, науку и образование;

— воспитание подрастающего поколения на основе обычаев и традиций народов Чеченской Республики, примерах нравственных идеалов российской и мировой истории;

— формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям;

-развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины;

-формирование любви к Родине и гордости за свою страну;

— воспитание подрастающего поколения на основе ценностей, заложенных в Конституции Российской Федерации, обычном праве народов Чеченской Республики и традиционных учениях духовных лидеров.

 

  1. БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ

3.1. Образовательный аспект

В современном мире система образования в значительной мере определяет социально-экономический прогресс общества. Образование является не только определяющим фактором роста эффективности экономики, но и важнейшим фактором совершенствования демократического правового социального государства. Главной задачей системы образования Чеченской Республики является формирование свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности.

Образовательная политика Республики на современном этапе направлена, в первую очередь, на сохранение и развитие лучших традиций системы образования, своевременное и опережающее обеспечение запросов чеченского общества в целом и каждого гражданина в частности, формирование системы обучения и воспитания, в полной мере отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Важным условием проведения государственной политики Чеченской Республики в условиях рыночной экономики является обеспечение социальной справедливости при получении образования. Принцип доступности – один из ведущих приоритетов социальной политики Чеченской Республики в области образования. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чеченской Республики вне зависимости от социального положения и места жительства должны иметь равные возможности и доступ к его получению. Большое внимание должно также уделяться обеспечению прав инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития на общее и профессиональное образование

Популяризация духовных ценностей в образовательной системе является одной из главных задач. В период формирования личности основное время человек проводит в образовательных учреждениях. Это обусловливает необходимость реализации основного массива воспитательных мер в данных учреждениях.

Модернизацию воспитательной работы в учебных заведениях необходимо начинать с совершенствования программ воспитательной работы, разработки базовых рекомендаций для организаторов воспитательной работы в учебных заведениях. В образовательных учреждениях необходимо создавать: — клубы, кружки любителей национальной истории, литературы, живописи: —  на классных часах читать рекомендованную литературу, согласно приложению № 1.

— популяризировать литературу и авторов художественных произведений, согласно приложению № 1, посредством создания и размещения наглядных образов в учебных заведениях, проведения творческих вечеров, конкурсов, фестивалей, встреч с писателями и поэтами, художниками: — размещать репродукций выдающихся художников в учебных заведениях: — обеспечивать посещения учащимися  выставок картин и других культурных мероприятий, проведение различных конкурсных мероприятий на знание произведений художников.

Нужно повышать знание учащихся о важных исторических событиях. Важно воспитывать молодежь на примерах выдающихся исторических личностей. Для этого необходимо проводить симпозиумы, конференции, различные мероприятия научного характера, содействовать изданию научных трудов: —  проводить различные конкурсы, доводить информацию до учащихся во время классных часов, размещать ее на стендах  и т.д.

Идейно-воспитательная работа в условиях всех типов учебных заведений включает в себя:

  • идейно-политическое воспитание
  • гражданско-патриотическое воспитание
  • идейно-нравственное воспитание
  • национальное и интернациональное воспитание

Идейно-политическое воспитание должно ориентироваться на:

—  осмысление молодежью политики устойчивого экономического и социально-политического развития, позволяющего занять достойное место среди субъектов Российской Федерации;

—  воспитание молодежи на принципах консолидации, политического      плюрализма и гражданского согласия;

— формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принципах демократии, социальной справедливости и защиты, заботы о каждом человеке.

Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Чеченской Республики, преумножение авторитета Республики через достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни; формирование гражданской позиции, чувства ответственности за развитие и устройство Чеченской Республики, сознательный выбор и приоритет национальных интересов, уважение к Конституции Российской Федерации и других законов государства; осознание роли государства и общества как гарантов максимального развития интересов и способностей человека, понимание того, что основная цель государства – обеспечить успешное развитие человеческого потенциала; повышение уровня и качества жизни людей на основе стимулирования их трудовой и социальной активности, предоставления им возможности обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи; понимание заботы государства и трудоспособных граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики о нуждающихся, инвалидах, пожилых людях, детях; стимулирование попечительства и благотворительности как показателей гражданской зрелости человека труда.

Идейно-нравственное воспитание призвано сформировать у подрастающего поколения моральные качества: нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Оно направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей. Нравственность усваивается через уважение прав и свобод другого человека, его ценности и уникальности. Важную роль играет развитие у молодежи навыков здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам, сквернословию, насилию, негативному влиянию средств массовой информации и рекламы. Цель идейно-нравственного воспитания – духовное оздоровление и формирование физически здорового, образованного, профессионально подготовленного и социально активного человека.

Национальное и интернациональное воспитание способствует ознакомлению учащихся с традициями, идеями и культурой чеченского народа, приобщению его к национальному наследию. У чеченцев ярко проявляются качества толерантности, терпения, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощи и сердечности. Национальными чертами, вызывающими уважение и признание других народов, являются гостеприимство, трудолюбие, справедливость, солидарность. Интернациональность сегодня – это уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные интересы, вера в общечеловеческий разум и возможность мирного урегулирования конфликтов.

Работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения в Чеченской Республике начинается не «с чистого листа», она имеет фундамент в виде  позитивного воспитательного опыта, накопленного ранее, поддержки со стороны руководства Республики, политической стабильности, развития экономики и производства, инвестиций в здоровье человека, в его профессиональное, культурное, личностное развитие, а значит в будущее страны.

 

3.2. Дошкольный аспект

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.

Границы сотрудничества традиционных конфессий и школы необходимо расширять и активно переходить на уровень дошкольного воспитания и образования, так как истоки начинаются в раннем детстве. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Важно донести до детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность, раскрывает его индивидуальность.

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие: гуманность и милосердие к ребенку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях; оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы; социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

На процесс семейного воспитания влияют более глубоко и всесторонне: жилищные и материально-бытовые условия семьи; структура семьи и ее количественный состав; наличие в семье обоих родителей – отца и матери; отношение родителей к детям; выполнение родителями функций материнства и отцовства; духовное единство семьи; моральное единство семьи; трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия; авторитет родителей; семейные традиции, обычаи и обряды; культура общения родителей с детьми; уровень педагогической культуры родителей.

Укрепление семьи, сохранение добрых традиций семейного воспитания, формирование прочной системы духовно-нравственных ценностей – неотъемлемая часть стратегии развития нашей страны, главный социальный приоритет, направленный на обеспечение достойного существования семьи, прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на создание необходимых условий для осуществления семьёй её основных функций, что зафиксировано в нормативных документах.

Отношения дошкольного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников регулируются в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Чеченской Республики «Об образовании», Международной Конвенцией «О правах ребёнка», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом дошкольного учреждения и договором между администрацией дошкольного учреждения и родителями (законными представителями) воспитанников.

Система образования призвана  сформировать у детей чувство глубокого уважения  и почитания к  культуре своего народа, признательность просветителям нашей страны, интерес к её истории. Воспитанники должны знать особенности исторически традиционных религий, их роль в историческом и  культурном  развитии страны, с уважением относится к представителям этих религий. Трудно  представить процесс духовно-нравственного воспитания детей  вне религиозных традиций  и культуры.

Дошкольное детство — этап формирования фундаментальных психологических новообразований, период быстрого усвоения норм морали и социальных способов поведения. В это время активизируется чувственная и интеллектуальная сферы, формируется социальная ориентация на окружающих людей, интерес к сверстникам, закладываются основы духовной культуры ребенка, развивается потребность в общении с искусством. Это обусловлено особой впечатлительностью, эмоциональностью, непосредственностью самовыражения детей.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Пожалеть слабого, беззащитного, проявить сочувствие к больным, обездоленным, не пройти мимо того, кто нуждается в помощи, не быть бессердечным, безразличным; радоваться и восхищаться прекрасным, природой; жить и действовать для других, уметь строить отношения с окружающими людьми и всей средой на основе высших чувств в широком смысле этого слова — в этих чувственно-эмоциональных состояниях в первую очередь проявляется духовность ребенка.

Понятие «развитие духовности» — это процесс духовного взаимодействия, сотрудничества взрослого и ребенка, их глубинного общения, развивающего эмоционально-чувственную сферу воспитанника, способность к осмыслению своего «я» и собственных действий и побуждение к совершению позитивных поступков на основе нравственного закона совести.

Развивать духовность ребенка — значит учить красоте, истине и добру. Под красотой в данном контексте понимается развитое эстетическое чувство, привнесение красоты в сферу межличностного взаимодействия; под истиной — всеобщее определение нравственного значения, теоретическое отражение законов природы, человека, общества; под добром — внутреннее и внешнее свободное нравственное самоопределение человека.

Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными. Это студийные занятия, циклы бесед, игры, сказки, песни и прикладное творчество. Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.  Через истории, фильмы, тематические диалоги и праздники малыши поэтапно знакомятся с основами национальной культуры. Программой предусмотрена также взаимосвязь и взаимодействие семьи, детского сада и традиционных религий.

Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников надо строить на основе приобщения их к духовным ценностям Чеченской Республики, рассказов о подвигах святых шейхов, устазов и национальных героев. Надо воспитывать первоначальные понятия необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.

Ребенок должен получить комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства, нравственности и религии. Главный результат реализации Концепции заключается в стремлении к добру и неприятии зла дошкольником, в усвоении им вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания и правдолюбия.

3.3 Социальный аспект

В Чеченской Республике основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция Российской Федерации. Руководство республики стремится максимально обеспечить достойные условия существования молодых граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в общественно-политической жизни.

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, посредством действия ряда законодательных и нормативных документов. В сфере социальной защиты это: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Указ Президента Чеченской Республики от 28 сентября 2007 г. № 366 «Об определении категории многодетной семьи» и другие.

Реализуя данные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, руководство Чеченской Республики проводит целенаправленную политику по материальной поддержке молодых семей. Разработка и принятие ряда законодательных актов и нормативно-методических документов позволили органам государственного управления республики проводить конкретную практическую работу по выполнению программ жилищного строительства и улучшению жилищных условий молодых граждан. Стратегия государственной жилищной политики направлена на обеспечение жильем всех нуждающихся, особенно молодых семей.

В республике сформирована система государственной поддержки строительства, реконструкции и приобретения жилья гражданами. Строительство жилья является наиболее значимой отраслью народного хозяйства, так как обеспечивает одну из важнейших материальных потребностей каждого человека. По своей социальной роли жильё можно сравнить с продовольствием.

Именно Конституция Чеченской Республики гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется, в первую очередь, наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.

Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. С этой целью социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.

Необходимо также учитывать тот факт, что социальная политика осуществляется не только государственными органами. Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества.

Социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на самые незащищенные группы и слои населения: многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам. Поэтому государственное регулирование в Чеченской Республике сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций. Чеченская Республика не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты граждан.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. Смысл эффективной адресной социальной защиты и состоит именно в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Адресной социальная помощь должна быть грамотной, четкой, хорошо продуманной и персонифицированной. И основная ее цель состоит в защите молодых граждан от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Характерным явлением в эволюции социальной политики должна стать ее дальнейшая муниципализация, то есть перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень – помощь должна быть приближена к потребителю. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также ситуацию на местах. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности, инвалидам, одиноким пенсионерам – различные социальные услуги, обслуживание на дому, а многодетным, неполным семьям и семьям с низкими доходами – приоритет во всех видах адресной материальной помощи.

Для этого в республике создана четкая система государственных социальных стандартов. Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить социальные гарантии, которые республика в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах исходя из экономических возможностей. Эти стандарты касаются уровня медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг, обеспеченности общественным транспортом, социально-бытовой инфраструктурой в населенных пунктах (наличие торговых точек), организационно-технических условий образовательного процесса (в частности, обеспеченность местами в дошкольных и школьных учреждениях, нормативы денежных средств на содержание в них детей) и другое.

Исключительное внимание следует уделить молодежи сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов повсеместно по всей республике. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался. Стандарты должны выполняться беспрекословно.

Сегодня социальное обслуживание населения должно отражать не минимальный, а достойный уровень и осуществляться бесплатно. С другой стороны, необходимо определить и конкретный перечень платных услуг, но при невысоких и жестко контролируемых ценах и тарифах. Приоритетной задачей руководства Чеченской Республики в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

 

3.4 Культурный аспект

 

Культурный потенциал – важнейший показатель жизни общества, признак его цивилизованности. Культура оказывает особое влияние на становление Чеченской Республики. Ее высокий уровень – залог формирования благоприятной среды в обществе. Без опоры на культуру нельзя воспитать гражданина-патриота, рачительного труженика, заботливого семьянина, творческую и духовно богатую личность. Будущее Республики не только в материальном достатке граждан, но и в нравственном и образованном обществе.

Для сохранения и развития культуры народов Чеченской Республики органам государственной власти, местному самоуправлению и обществу необходимо:

— поддерживать и сохранять историко-культурное наследие народа;

— укреплять сеть учреждений культуры;

— принимать меры по сохранению научного потенциала учебных заведений;

— особое внимание уделять восстановлению и развитию культурных связей с другими регионами Российской Федерации;

— оказывать необходимую помощь оркестрам, ансамблям и концертным организациям;

— принимать конкретные меры по развитию чеченской кинематографии, повышению конкурентоспособности кинопродукции на международных рынках и фестивалях, улучшению кинообслуживания населения

— активно развивать театры, повышая уровень их творческой деятельности.

В целях профессионального развития музыкального и хореографического искусства необходимо: разрабатывать и реализовывать целевые программы повышения качества концертного обслуживания населения, популяризировать деятельность выдающихся работников классического искусства и культуры Чеченской Республики: Махмуда Эсамбаева, Шиты Эдилсултанова, Аднана Шахбулатова, Илеса Татаева, Умара Димаева, Марьям Айдамировой, Валида Дагаева, Топы Элимбаева и других. Важную роль необходимо придавать формированию здоровых моральных ценностей у населения, развитию таких черт общественного и индивидуального сознания, как уважение свободы творчества, гражданственность и патриотизм, стремление к прогрессу.

Деятельность музеев должна быть ориентирована на изучение и осмысление истории Республики и культуры народа, воспитание самосознания жителей Чеченской Республики, приобщение их к национальному и общечеловеческому культурному наследию. В новых условиях развития чеченского общества музеи должны стать центрами активной исследовательской, образовательной, культурно-разъяснительной  и досуговой деятельности.

В выставочной деятельности музеям необходимо использовать работы  классиков живописи, пропагандирующих общечеловеческие ценности, такие, как уважение, доброта, патриотизм, любовь и вера.

В целях эстетического воспитания и приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям чеченского народа важно использовать картины, репродукции чеченских художников: Петра Захарова, Шамиля Шамурзаева, Аманды Асуханова, Вахи Умарсултанова, Дадана Идрисова, Харона Исаева, Саид-Хусейна Бицираева, Султана Юшаева, Замира Юшаева, Султана Абаева, Хамзата Дадаева, Абу Пашаева, Элиты Дадакаевой, Фатимы Даудовой и других.

Одной из основных задач библиотечной системы Чеченской Республики должна стать популяризация трудов, в которых хранится народная память, культурное наследие и духовные ценности.

Труды Саид-Магомеда Хасиева («ГIилакх»-статьи о ценностной шкале чеченцев), Вахи Гарсаева («Традиционная одежда чеченцев»), Шавади Арсалиева («Этнопедагогика чеченцев»), Хакима Аболханова («Статьи о традициях и обычаях чеченцев»), Зулай Хазбулатовой («Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции»), Хож-Ахмеда Берсанова («ГIиллакхийн хазна – ирсан некъаш») необходимо переиздавать, а также издавать в виде методичек, брошюр и  распространять среди населения Чеченской Республики.

Библиотеки посредством организации выставок, творческих вечеров и других культурных мероприятий должны популяризировать литературу чеченских классиков: Саида Бадуева, Саид-Бея Арсанова, Магомеда Сулаева, Шимы Окуева, Абдуллы Хамидова, Халида Ошаева, Магомеда Мамакаева, Арби Мамакаева, Ахмеда Сулейманова, Магомед-Салаха Гадаева, Шейхи Арсанукаева, Абузара Айдамирова, Гапура Алиева, Баны Гайтукаевой, Лулы Джумалаевой, Саида Гацаева, Мусы Бексултанова, Мусы Ахмадова, Саид-Хамзата Нунуева, Канты Ибрагимова, Мусбека Кибиева, Абдул-Хамида Хатуева, Лечи Абдулаева, Умара Яричева и других.

В деятельность по популяризации литературы чеченских классиков, наряду с министерством культуры ЧР и министерством образования и науки ЧР должны привлекаться республиканские и районные средства массовой информации. Министерству ЧР по национальной политике, печати и информации необходимо обеспечивать выход в эфир различных передач, сюжетов, ток-шоу и т.д., способствующих ориентации подрастающего поколения на нравственные и эстетические ценности на основе произведений классиков чеченской литературы.

 

3.5. Духовный аспект

 

В истории развития чеченского  общества особое место всегда занимали традиционные духовные ценности, зачастую они становились консолидирующей силой общества. Традиционные религии сегодня играют важную роль, так как они являются одной из основных сил, препятствующих развитию экстремистской идеологии в Чеченской Республике.

Религиозно-этические учения и религиозная культура несут позитивный потенциал для решения многих, в том числе, правовых проблем в современном мире. В ходе исторического развития религия сформировалась как мощный социокультурный фактор. В широком спектре культурного пространства религия взаимодействует с другими компонентами культуры (моралью, искусством, наукой, просвещением и т.п.).

В истории распространения ислама на территории Чеченской Республики основная роль принадлежит святым — шейхам, устазам. Их учения лежат в основе традиционного ислама, который исповедуют представители чеченского общества.

В Чеченской Республике имеются последователи всех трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. В Конституции Чеченской Республики  провозглашается свобода совести. Государство не вмешивается в дела религиозных организаций, не финансирует их деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Чеченской Республике носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, происхождения и социального положения.

Однако светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни и, прежде всего, в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и прочего. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов.

Религиозные организации являются частью общества, объединяя вокруг себя верующих. Поэтому органам государственной власти  необходимо использовать их потенциал в деле духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

Немаловажно значение имеет сохранение мира и согласия между представителями религиозных организаций. Необходимо разъяснять молодежи ценности традиционных конфессий, их роль в становлении и развитии общества. Важно использовать авторитет духовенства в профилактике асоциального поведения,  экстремизма и терроризма.

В духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения особое значение, наряду с традиционными конфессиями, имеют обычаи и традиции народов Чеченской Республики. Культурно-исторической основой менталитета в Чеченской Республике является комплекс идей и представлений чеченского народа о происхождении и формировании этноса, особенностях развития его самосознания и утверждения в качестве самобытного народа.

Огромную опасность обществу представляет неверное толкование норм традиций и обычаев народа. Поэтому в настоящее время обществу и особенно ее подрастающему поколению необходимы не только знания национальной этики, но и навыки ее соблюдения. Важно не только возрождать национальные обычаи, традиции, но и прививать культуру их соблюдения.

В целях сохранения и популяризации традиционных ценностей, обычаев и обрядов народов Чеченской Республики необходима реализация следующих мер:

— использование потенциала средств массовой информации (проведение различных теле-радиопередач, фильмов, роликов и т.д., размещение статей в печатных и электронных СМИ о традициях, обычаях и культуре народов Чеченской Республики;

—  проведение этнокультурных праздников и фестивалей;

— проведение встреч, бесед и других разъяснительных мероприятий с молодежью;

— оказание содействия органам государственной власти в исследовательской и научной деятельности по изучению обычаев, традиций и культуры народов Чеченской Республики;

— издание литературы о традициях, обычаях, культуре народов Чеченской Республики;

— составление методических рекомендаций по организации работы в данном направлении.

 

3.6. Физическая культура и спорт

 

Чеченский спорт начал развиваться в 1960-х годах после возвращения нашего народа из ссылки. Эпохой расцвета чеченского спорта можно назвать 1970-80-е годы. За эти два десятилетия чеченские спортсмены добились больших успехов. В 1977 году Салман Хасимиков (вольная борьба) и Адам Сайдулаев (тяжелая атлетика) выигрывают первенство мира среди юниоров, затем Асланбек Бисултанов становится первым чеченским чемпионом мира среди взрослых.

Сегодня чеченский спорт благодаря усилиям Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова развивается ускоренными темпами, о чем свидетельствуют победы чеченских спортсменов на различных всероссийских и международных соревнованиях.  На Олимпийских Играх в Пекине 2008 года принимали участие семь чеченских спортсменов. Трое из них: Бувайсар Сайтиев, Рамзан Ирбайханов, Ислам-Бек Альбиев стали олимпийскими чемпионами! Этот факт наглядно демонстрирует прогресс, которого достиг чеченский спорт за короткие сроки. Подрастающее поколение должно знать о выдающихся спортсменах недалекого прошлого.

На Олимпийских Играх 1988 года в Сеуле участвовали пять спортсменов из Чечено-Ингушетии. Из них первым олимпийским чемпионом в истории Республики стал Исраил Арсамаков (тяжелая атлетика), серебряную медаль завоевал Адлан Вараев (вольная борьба), бронзовую – Башир Вараев (дзю-до). Не многие страны, в том числе и великие, могут похвастаться такими достижениями.

Всестороннее и гармоничное развитие человека, сохранение и укрепление здоровья населения Республики, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития каждой личности – одна из основ поступательной и успешной реализации проводимых в Чеченской Республике преобразований. В Республике созданы необходимые условия для развития социально регулируемого процесса физкультурно-спортивного движения, решаются задачи по обеспечению доступности занятий физической культурой и спортом, как подрастающему поколению, так взрослому населению.

Убедительная, адресная пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в печатных и электронных средствах массовой информации должна способствовать формированию идеала физического здоровья как важнейшего фактора организации досуга населения, полноценного развития детей и молодежи. Лозунг сегодня должен быть один: «В здоровом теле – здоровый дух! Быть здоровым – престижно, быть здоровым – красиво, быть здоровым – модно и выгодно!».

 

3.7. Информационный аспект

 

Общественно-исторические условия новейшего времени требуют особых подходов к организации и проведению идеологической работы. В условиях свободы слова и печати на территории Чеченской Республики беспрепятственно циркулируют мощнейшие информационные потоки. Нередко  распространяется  недостоверная или умышленно искаженная информация,  направленная на разрушение общественного согласия, подрыв духовных и нравственных устоев чеченского общества, расшатывание власти. При этом активно используются давно апробированные методы манипулирования человеческим сознанием – беспредельная ложь и подтасовка фактов.

В этих условиях СМИ призваны вести информационно-просветительскую работу с широкими слоями общества. Каждый номер газеты, каждая радио- и телепередача должны быть глубоко продуманными, нести заряд высокой идейности, формировать здоровое настроение у представителей подрастающего поколения.

Важнейшей задачей СМИ ЧР является борьба с навязыванием молодежи чуждой идеологии и морали, эффективное противостояние информационному прессингу со стороны некоторых российских и иностранных информационных ресурсов. Их функцией является не только отражение, но и формирование общественного мнения. Поэтому необходимо вывести республиканские СМИ (телевидение, радиовещание, печатные издания) на качественно новый уровень, чтобы усилить влияние на формирование общественного мнения интернет-пользователей и более активно использовать интернет в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения Чеченской Республики.

СМИ Республики призваны способствовать приобщению каждого молодого человека к духовным ценностям и национальным традициям, участию в общественных делах. Газетные материалы, передачи по телевидению и радио должны поднимать актуальные вопросы общества, быть убедительными, не перегруженными общими фразами. Здесь не должно быть места штампам и «обкатанным» выражениям. Они не могут быть сухими и бесстрастными, потому что это не привлекает внимания молодежи, а иной раз вызывают и прямо негативное отношение. Ясность, выразительность и содержательность передач и публикаций – вот главное условие повышения действенности выступлений республиканских СМИ.

 

3.8. Приоритеты в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения Чеченской Республики

 

В работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения Чеченской Республики приоритетными являются следующие компоненты, которые затрагивают жизненно важные ценности каждого человека и Чеченской Республики в целом:

— национальные интересы, обеспечивающие безопасность и суверенитет Чеченской Республики;

— социальная защищенность каждого гражданина;

— высокий статус культурно-духовных ценностей и традиций общества;

— соблюдение прав человека;

— возрождение и обогащение национальных традиций и патриотических чувств.

Ориентация на эти приоритеты будет способствовать гражданскому единению общества, его консолидации, духовному оздоровлению и сплочению, рациональному выбору исторического развития в XXI столетии.

В социально-политической консолидации общества важное место занимает приоритет прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высших ценностей», которые государство обязано признавать, соблюдать и защищать. Они являются основой человеческого существования и сосуществования. Права человека являются главной общечеловеческой ценностью гражданского общества. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права делают нас людьми.

Фундаментальную роль в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения играют культурные традиции чеченского народа, которые актуализируют национальную историческую память, гарантируют преемственность общечеловеческого и культурного прогресса, приобщают к культурно-исторической жизни народа, формируют чувства патриотизма и ответственности.

Уникальная и неповторимая национальная культура, опирающаяся на национальные духовные принципы, способна стимулировать духовно-возвышающие человека ценности, такие как:

— отказ от использования силы по отношению к природе, человеку и обществу в целом;

— формирование толерантности и взаимопонимания, поиск консенсуса между человеком и остальным миром.

 

3.9. Методы и технологии реализации Концепции

Работа с молодежью – сложнейший процесс, который не признает устаревших по времени форм и методов работы. Кое-какие механизмы работы уходят в историю, что-то трансформируется, приобретает новое значение. Неизменным остается девиз – создавать у представителей подрастающего поколения настроение на созидательный труд, воспитывать их на лучших традициях чеченского народа.

При решении этих задач необходимо руководствоваться основополагающими документами, которые регламентируют работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения. Главная задача проводимой политики на местах – привлечение молодежи к активной общественной, экономической и социальной деятельности, постоянное общение с молодыми людьми, изучение и удовлетворение их нужд, укрепление доверия к власти.

Формы и методы реализации Концепции должны регулярно совершенствоваться и обновляться. В современных условиях следует шире использовать дискуссионные площадки, массовые акции с участием молодежи, интернет-сайты. При этом разработка и применение новых форм и методов воспитательной работы должны вестись с учетом особенностей и проблем трудового коллектива, отрасли и ведомства. Это позволит вовлечь молодежи Республики в управление общественными делами.

Значительное внимание необходимо уделять государственным структурам, непосредственно отвечающим за работу с молодежью, пропаганде и разъяснению положений Конституции Чеченской Республики, правовому воспитанию молодых людей, повышению их ответственности по соблюдению трудовой и общественной дисциплины. Важное место в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения занимает организация взаимодействия руководителей различных уровней и сфер деятельности с профессиональными союзами, политическими партиями, общественными организациями и объединениями, действующими в рамках Конституции Чеченской Республики.

Трудовые коллективы – важное поле воспитательной работы. Руководитель должен уметь своевременно реагировать на обращения граждан, работать на опережение, снимать напряженность в трудовом коллективе. В значительной мере способствовать выполнению подобных задач призваны заместители руководителей по воспитательной работе. Они информируют трудовые коллективы о внешней и внутренней политике государства, работе местных органов исполнительной власти, организуют массовую общественно-политическую работу. Анализ организации воспитательной работы на предприятиях и в учреждениях свидетельствует о необходимости более тщательного подбора  заместителей руководителей по воспитательной работе и лиц, на которых эти функции возлагаются.

Необходимо возобновить соревнования за трудовые достижения, в райцентрах и на местах ежегодно проводить мероприятия, посвященные государственному празднику флага, гимна и герба республики. Такие меры будут способствовать воспитанию у молодых граждан добросовестного отношения к труду, повышению трудовой и технологической дисциплины, усилению ответственности кадров всех уровней за порученный участок работы.

Одной из форм воспитательной работы по месту жительства является оперативное решение вопросов, связанных с удовлетворением нужд и запросов молодых граждан, профилактика преступлений и правонарушений, укрепление материальной базы учреждений социально-культурного назначения и  другие. Это способствует укреплению связей между органами власти и населением, решению практических вопросов благоустройства и санитарного состояния населённых пунктов, поддержанию общественного порядка, развитию личных подсобных хозяйств, широкому вовлечению молодежи к решению вопросов местного значения.

В работе с молодежью значительное место отводится экологическому воспитанию, соблюдению правил и норм санитарно-эпидемического состояния, благоустройству населенных пунктов, дворов и других мест общественно-хозяйственного назначения. Особое внимание уделяется культурным и бытовым вопросам населения: работе бань, магазинов, обеспечению топливом, обработке приусадебных участков.

Эффективность воспитательной работы определяется позитивными изменениями в хозяйственном строительстве, стабильной общественно-политической ситуацией в Республике, высокой гражданской активностью молодежи в период общереспубликанских массово-политических кампаний.

3.10. Создание условий для повышения качества работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения

Работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения ЧР должна соответствовать высоким научным требованиям, относиться к этому следует как к науке и искусству, овладевать со всей серьезностью. Пропаганда и агитация призваны разъяснять цели развития чеченского общества, методы решения поставленных задач социально-экономического, политического и культурного развития Чеченской Республики, содействовать укреплению государственных органов власти. Важно показать достижения  Республики во всех сферах жизни, в том числе и духовно-нравственной, убедительно, на конкретных фактах раскрыть сущность путей развития региона. Пропаганда призвана вносить в сознание молодых граждан  одухотворенность, помочь им чувствовать себя активными строителями сильной и процветающей Чеченской Республики.

Необходимо максимально приблизить воспитательную работу к конкретным делам, поступкам, акциям и действиям. Результаты этих форм активности должны быть осязаемы для молодых граждан, иметь реальную пользу для конкретного человека. Деятельный подход предполагает включенность молодежи в воспитательный процесс. Данный принцип не допускает конъюнктурности в проводимой работе, получения личной выгоды, расхождения слова и дела, отвергает фразы и лозунги, не подкрепленные конкретными поступками и делами.

 

3.11. Условия эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения:

 

— профессионализм и высокий уровень убежденности и пропагандистского мастерства, знание жизни; искренность лиц, осуществляющих  воспитательную работу;

— привлечение к воспитательной работе государственных и общественных деятелей, выдающихся деятелей науки, искусства, производства, спорта, экономики, здравоохранения, представителей молодежных организаций, других авторитетных людей;

— использование и дальнейшая разработка современных активных и интерактивных форм воспитательной работы;

— создание условий для проявления и поддержки молодежных инициатив;

— активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования;

— формирование здорового образа жизни как приоритетной ценности государственной социально-экономической политики;

— подготовка и переподготовка кадров воспитателей и организаторов воспитательного процесса;

— взаимодействие с другими министерствами и ведомствами;

— проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, приуроченных к наиболее важным событиям в жизни Республики и страны;

— организация широкомасштабной рекламной кампании по популяризации социальной активности, здорового образа жизни, социально приемлемых норм поведения;

— ограничение в СМИ рекламы  любых алкогольных напитков, курения, насилия;

— ограничение использования сомнительной кинопродукции, компьютерных игр;

— финансовая доступность для детей и учащейся молодежи объектов соцкультбыта, деятельность которых направлена на развитие  личности.

Совершенствование воспитательной работы на современном этапе  имеет первостепенное значение для построения сильной и процветающей Чеченской Республики. Эффективная работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения необходима для формирования ясного понимания молодыми гражданами целей социально-экономической политики, проводимой местной властью, решения неотложных задач по возрождению нации и воссозданию Чеченской Республики.

 

3.12. Задачи органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов по внедрению и реализации Концепции

 

Департамент по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики:

координация, определение целевой аудитории, разработка программ и проектов, формирование и обобщение передового опыта духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, способствование распространению наиболее результативного опыта в этой деятельности – стратегия внедрения.

 

Министерство образования и науки Чеченской Республики: мониторинг духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования; создание банка данных современных форм духовно-нравственного воспитания в школе, ПТУ, ССУЗе, ВУЗе; разработка критериев оценки эффективности духовно-нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи; подготовка анкет и опросников по изучению ценностных ориентаций, интересов и потребностей учащейся молодежи; организация в учреждениях образования постоянно действующих семинаров для классных руководителей, кураторов, актива класса и учебных групп по актуальным проблемам политики руководства Республики; анализ состояния и содержания наглядной агитации государственной символики (стендов, информационных бюллетеней и т.д.) в школах, учебных корпусах, библиотеках, общежитиях и аудиториях учебного заведения; формирование авторитета и уважения к государственным символам, активное их использование в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения; развитие СМИ учебного заведения, организация работы радио, выпуск стенных и радиогазет учебных заведений, отражающих вопросы политики руководства Республики, деятельности детских и молодежных организаций, коллектива учебного заведения в реализации духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики; участие в духовно-нравственном воспитании учебного заведения государственных и общественных деятелей, выдающихся деятелей науки, искусства, производства, спорта, экономики, здравоохранения, представителей детских и молодежных организаций, других авторитетных людей; использование и дальнейшая разработка современных активных и интерактивных форм духовно-нравственного воспитания молодежи; популяризация национальных традиций страны, республики, района, населенного пункта, учебного заведения, семьи; подготовка и переподготовка кадров воспитателей и организаторов воспитательного процесса; взаимодействие с другими министерствами и ведомствами по вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи; создание условий для проявления и поддержки молодежных инициатив; привлечение родителей и других заинтересованных лиц к участию в них; проявление заботы о каждом молодом человеке как неотъемлемой, полноправной, самоценной частицы коллектива, общества и государства.

 

Министерство Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации:

ведение информационно-просветительской работы по внедрению идеологии через средства массовой информации и социальные сети; проведение семинаров-тренингов, встреч по профилактике экстремизма, склонности к насилию и аморальному поведению с участием представителей правоохранительных органов, духовенства, научной и творческой интеллигенции; реализация проектов, которые знакомят школьников с историей, бытом и культурой народностей, проживающих на территории Чеченской Республики; организация и проведение торжественных мероприятий, приуроченных ко «Дню солидарности молодежи»; проведение праздничных акций для детей с ограниченными возможностями; подготовка и проведение конкурсов среди студентов вузов на знание истории, культуры и традиций народов, населяющих Чеченскую Республику; проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню государственного флага России; организация турниров по мини-футболу в целях пропаганды здорового образа жизни; проведение патриотической акции «День призывника» в целях реализации комплексной допризывной подготовки молодежи; организация и проведение межрегионального форума среди студентов СКФО под девизом «Мир Кавказу»; организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Конституции Российской Федерации; оказание информационной и методической помощи заместителям директоров школ республики по воспитательной работе; организация и проведение в учебных заведениях духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи с участием министерства здравоохранения ЧР, наркоконтроля, МВД и научной интеллигенции; подготовка и проведение в вузах и ССУЗах семинаров и круглых столов по профилактике наркомании и алкоголизма; проведение в школах конкурсов на знание традиций своего народа, и др.

 

Министерство Чеченской Республики по делам молодежи: выявление  духовных потребностей и интересов молодежи; создание условий для культурного досуга, развития творческих способностей молодежи и коммуникабельности молодых людей, определения ими своего места в обществе; развитие социальной активности молодежи и раскрытие их творческого потенциала; включение молодого человека в трудовую деятельность; создание условий для профессиональной ориентации; содействие молодежной занятости; укрепление институтов семейного воспитания; поддержка молодых семей; создание условий для строительства им жилья; привлечение и поддержка  молодых журналистов и блоггеров для реализации молодежной политики и освещения жизни молодежи в целом; поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства талантливой молодежи, способной составить в дальнейшем научную и творческую интеллигенцию Республики; создание условий для инновационной деятельности молодёжи; содействие организационному развитию детских и молодежных общественных объединений; поддержка молодёжных общественных инициатив; создание условий и механизмов для социально-экономической активности молодежи; содействие молодежному предпринимательству; правовая защита и социальная адаптация молодежи; усиление международного молодежного сотрудничества; поддержка массового детского и молодежного спорта, а также туризма; развитие механизмов поддержки молодой семьи, консолидация субъектов молодёжной политики Чеченской Республики для реализации целей программы.

 

Министерство культуры Чеченской Республики:

разработка и реализация культурных программ и мероприятий с учетом национальных особенностей народов Республики, с использованием всех жанров изобразительного искусства, а также кино, театра, литературы, поэзии, как эффективный инструмент воздействия на массовое сознание общества;

сбережение историко-культурного наследия народов Республики; формирование духовно богатой личности; наращивание творческого потенциала профессиональных и любительских коллективов; сохранение и развитие народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры; расширение экспозиционно-выставочной работы и научно-просветительской деятельности музеев и других учреждений музейного типа; обеспечение условий для развития всех видов изобразительного искусства; поддержка творчески одаренной молодежи; свободное развитие культур всех национальных меньшинств, которые проживают в Республике; ориентация на национальные и общекультурные ценности, которые носят высокохудожественный и высокоморальный характер; обеспечение гуманистической направленности в культурной деятельности.

 

 

 

Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту:

создание условий для занятия граждан физической культурой и спортом; поддержка спорта высших достижений, а также взаимодействие государственных органов и общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта; проведение физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных соревнований и научных исследований в области физической культуры и спорта; совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания во всех типах учебных заведений; разработка оптимальных показателей физической подготовленности молодежи, а также научно обоснованных программ по физической культуре для различных типов учебных заведений; создание условий для реализации права граждан на занятие физкультурой и спортом по месту жительства и работы; определение форм и методов работы с детьми и молодежью по физическому воспитанию в учреждениях образования и по месту жительства, установив при этом государственные гарантии по бесплатному предоставлению физкультурно-оздоровительных услуг детям из малообеспеченных семей; организация круглых столов и семинаров о вреде табакокурения, употребления алкогольных и психотропных веществ; проведение встреч молодежи с ведущими спортсменами республики; пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в печатных и электронных средствах массовой информации; участие в телепередачах по темам патриотического воспитания молодежи; противодействия экстремизму, терроризму, ваххабизму и другим асоциальным проявлениям.

 

Министерство внутренних дел РФ по Чеченской Республике:

 

проведение встреч с молодежью в учебных заведениях, населенных пунктах, включая самые отдаленные районы Республики, с целью раскрытия таких общественных явлений, как экстремизм и терроризм, их негативного влияния на молодежную среду; проведение бесед с родителями подростков о необходимости должного контроля по отношению к своим детям; совместно с Министерством Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации разработка цикла теле– и радиопередач, посвященных деструктивному влиянию экстремизма и терроризма; в тесном контакте с информационными агентствами республики и блоггерами усиление работы по противодействию экстремизму и терроризму в интернет-пространстве; организация и проведение ежегодного Международного слета юных патриотов; проведение мероприятий с молодежью призывного возраста (встречи с ветеранами ОВД, посещение органов внутренних дел, «дни открытых дверей» образовательных учреждений МВД и т.д.).

 

— Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики: реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание социальной помощи продуктами питания, одеждой и обувью малоимущим семьям; проведение бесед на тему духовно-нравственного воспитания; проведение круглых столов и  семинаров о вреде наркомании, токсикомании и табакокурения; организация торжественных мероприятий, посвященных Дню Матери, Дню семьи, Дню защиты детей; оказание содействия несовершеннолетним в реализации законных интересов и защиты их прав; подготовка и переподготовка воспитателей, психологов и социальных педагогов; взаимодействие с другими министерствами и ведомствами; организация отдыха и оздоровления детей; выделение субсидий на открытие собственного дела; поддержка трудоустройства молодежи – выпускников школ, ссузов, вузов, которые не смогли после окончания обучения найти работу; реформирование системы управления охраной труда;  назначение и выплата пособия по уходу за ребенком; социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей); социальная поддержка и социальное обслуживание детей — сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей).

 

— Комитет Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию:

проведение бесед на тему духовно-нравственного воспитания в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста; разработка сборника рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; создание тиражирование, раздача и организация просмотра сборников мультипликационных фильмов, слайд — фильмов, диафильмов, способствующих духовно-нравственному воспитанию детей; проведение акций благотворительности и милосердия; участие детей дошкольного возраста в гуманитарных акциях для детей-инвалидов, посвященных Дню защиты детей; организация посещения памятных мест родного края во всех районах республики; организация совместного обсуждения событий, имеющих значение для духовного развития взрослых и детей; проведение мероприятия, посвященного религиозному празднику – дню рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует); проведение мероприятий по духовно — нравственному воспитанию и развитию детей; проведение конкурсов рисунков, посвященных  празднованию Дня мира в Чеченской Республике; создание и распространение сборника народных сказок для детей дошкольного возраста, организация постановок сказок на тему добра и зла; создание сборника детских песен чеченских композиторов; проведение мероприятия, посвященного  дню рождения первого Президента Чеченской Республики А-Х. Кадырова; проведение конкурсов рисунков, посвященных Дню матери).

Централизованная религиозная организация

«Духовное управление мусульман Чеченской Республики»:

проповедническая деятельность, организация хаджа, повышение духовного потенциала и укрепление нравственных устоев мусульманского сообщества, достижение межконфессионального и межнационального мира и согласия в обществе; оказание содействия мусульманам в реализации законных прав и защиты интересов на свободу исповедания и распространения ислама; проведение конкурсов на лучшее знание основ Ислама и чтение Корана; посещение святых мест;

Общественные и религиозные объединения Чеченской Республики:

привлечение институтов гражданского общества к идеям консерватизма, где главные идейные ориентиры – религия, традиции, гражданственность; воспитание у молодых граждан любви к Отечеству, своим корням, традициям и обычаям; разъяснение сути многообразия общественных отношений; содействие молодым людям в выработке своей жизненной позиции, реализации своих возможностей; приобщение школьников к современной экономической, правовой, нравственной и экологической культуре через встречи с ветеранами труда, специалистами разных профессий; организация туристическо-краеведческой работы, проведение военно-патриотических мероприятий, оказание помощи старикам, сиротам, беспризорным детям; организация паломнических поездок; содействие охране памятников, исторического наследия; проведение экологических и трудовых мероприятий; проведение молодежных конференций, круглых столов, тематических вечеров по вопросам семьи; проведение со старшеклассниками, студентами, активной молодежью и семейными парами, а также с людьми, готовящимися вступить в брак, бесед о браке; организация детского клуба, курсов молодых супругов; размещение в СМИ информации, направленной на возвышение ценности семьи; организация творческих конкурсов, посвященных Дню матери, Дню защиты детей и другим семейным праздникам.

Администрации городских округов:

разъяснение населению города Концепции Чеченской Республики; контроль за выполнением решений вышестоящих государственных органов и собственных решений в области духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения; воспитание гражданина-патриота; пропаганда основных целей и приоритетов развития Чеченской Республики; контрпропаганда западного образа жизни и «общества потребления»; изучение передового опыта духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения и внедрение его в практику; организация и проведение совещаний, конференций и семинаров по проблемам духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения; использование современных информационных технологий (интернет, электронная почта, дистанционное обучение); патриотическое воспитание молодежи; содействие учебным заведениям Республики в формировании духовно-нравственных качеств молодых людей Чеченской Республики; создание необходимых условий для непосредственного участия молодых граждан в управлении общественными делами,  решении экономических и социальных проблем местного значения; приобщение молодых людей к культуре и традициям чеченского народа; формирование у них установок на здоровый образ жизни, поддержание дисциплины и правопорядка.

Администрации муниципальных районов:

мониторинг состояния духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения в районе; контроль за организацией и проведением духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения в районе; анализ эффективности духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения в организациях и учреждениях, расположенных на территории района; планирование и проведение мероприятий духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения; координация деятельности государственных и иных организаций и общественных объединений в сфере духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения; разработка предложений и рекомендаций по вопросам повышения эффективности духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения; формирование и ведение банка данных заместителей руководителей организаций и учреждений по воспитательной работе, содействие заместителям руководителей организаций и учреждений в организации духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения; проведение совещаний, конференций и семинаров по проблемам духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, оказание помощи организациям и учреждениям в подготовке и проведении единых дней информирования; использование современных информационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения (интернет, электронная почта, дистанционное обучение); патриотическое воспитание молодежи; содействие учебным заведениям Республики в формировании духовно-нравственных качеств молодых людей; повышение социальной активности молодых граждан в условиях построения правового демократического государства; создание в трудовых коллективах атмосферы уважения человека труда; приобщение молодых людей к культуре и традициям чеченского народа; формирование у молодых граждан установок на здоровый образ жизни, поддержание дисциплины и правопорядка.