Версия для слабовидящих

Четверть века, отданная дорожной отрасли республики

Хозяйка дома, у которой в студенческие годы я снимала комнату в Грозном, была из Шатоя. Помнится, после каждой поездки в гости к брату в Шатой Забу (так ее звали) возвращалась уставшая и разбитая, жалуясь на плохую дорогу и долгий путь. Мое личное знакомство с Шатоем состоялось лишь в 2012 г. И как же я была приятно удивлена, когда увидела, что в этот красивый горный район ведет отличная дорога. И не так уж далеко, как говорила Забу, ехать туда из Грозного. Новая дорога, оно и понятно, появилась уже после войны. А едучи по хорошей дороге, естественно, и время экономится. Вспомнив Забу, мне стало жаль, что не дожила она до этого великолепия…

 

Говорят, одно дело построить дорогу, другое – ее содержать. Хочу познакомить читателей с Сойпой Джатаевым, дорожным мастером Шатойского государственного унитарного дорожно-эксплуатационного предприятия (Шатойское ГУДЭП) Министерства автомобильных дорог. С человеком, который 25 лет отдал дорожной отрасли, участвовал в строительстве мостов и многих километров дорог, а также  в реконструкции Шатойского отрезка дороги Грозный – Шатой – Итум-Кали, а сейчас занимается ее содержанием. Коллектив характеризует Сойпа, как глубоко порядочного, знающего свое дело и умеющего правильно построить работу мастера. В силу своего географического расположения этот район сложный в обслуживании. Летние паводки часто размывают дорожное полотно. Работникам ГУДЭП регулярно приходится очищать проезжую часть от наносов, оползней и камней. Берущие свое начало в горах реки Ваштар (Абазулгол)  и Шаро-Аргун, в которых вода во время сильных ливней и дождей поднимается выше критической отметки, подмывают берега и служат угрозой для мостов. Как бы то ни было, дорожники достойно справляются со своей задачей. Непосредственно работу дорожников направляет он – Сойпа. Конечно, многие вопросы согласовываются с директором предприятия и главным инженером.

 

В функции дорожного мастера входит осуществление постоянного контроля за состоянием автомобильных дорог и сооружений в пределах своего участка. В обслуживании Шатойского ГУДЭП 159, 5 км дорог общего пользования. Из них 28,3 км с асфальтобетонным покрытием, 118,6 км с гравийным покрытием и 12,6 км дорог с естественным покрытием, проще говоря –грунтовым. Также на их обслуживании 17 мостов и 122 трубных перехода. Весь километраж асфальтобетонной дороги (28,3 км) приходится именно на дорогу Грозный – Шатой – Итум-Кали. В 2008-2010 годах Сойпа как раз участвовал в ее реконструкции.

Четверть века, отданная дорожной отрасли республики– Помню, с каким энтузиазмом мы работали, – рассказывает Сойпа. – Просто душа радовалась за район, за всех его жителей. Работали, что говорится, от души и на совесть. Сегодня каждого из нас берет гордость за результат. Сами видите, насколько комфортно ехать.

 

 

Дорога проходит по ущелью реки Шаро-Аргун. Крутой обрыв хоть и пугает, но вместе с тем и завораживает. Сквозь деревья, растущие на отвесной стене, всматриваешься в реку. Стоишь заворожено, наблюдаешь, с какой скоростью несется говорливый Шаро-Аргун.

 

– На протяжении всего отрезка дороги Грозный – Шатой – Итум-Кали, именно извилистой ее части, в придорожных кармашках постоянно останавливаются машины, – продолжает Сойпа. – Люди подолгу стоят здесь, наслаждаясь божественным видом природы. И дышится легко. Как говорят многие, одно удовольствие постоять молча. В окружении такой красоты хочется забыться и побыть один на один с природой. Ведь известно, что общение с ней делает человека намного чище, в нем пробуждаются самые добрые, светлые чувства. И это здорово! А что говорить о нас, дорожниках? – смеется мой герой. – Мы с природой настолько близки, что чисты, как младенцы, и полны энергии и оптимизма.

 

Кто бы сомневался! Сколько общаюсь с людьми этой профессии, не перестаю удивляться их душевной чистоте, стойкости и энтузиазму. А без этого, как говорят дорожники, в их профессии невозможно.

 

Вот скоро пойдут морозы и снегопады. Кому как, а шатойским дорожникам снег приносит немало хлопот. В два, три часа ночи выходит на дороги района снегоуборочная техника. Именно в темное время суток проводится россыпь противогололедного материала, где вручную, где комбинированной дорожной машиной (КДМ), производиться уборка снега с дороги и обочин. В результате, до начала рабочего дня дорожники успевают дать безопасный проезд по основным маршрутным направлениям. Самый объемный процесс их работы для жителей республики остается за ширмой ночи. Ну, про обвалы, наносы, оползни, что говорить. С ними работники дорожного хозяйства воюют круглый год. Только на обслуживаемом ими отрезке автодороги Грозный – Шатой – Итум-Кали, как отметил Сойпа, 6 оползневых зон.  А любой, даже незначительный,   обвал на этом участке становится угрозой для водителей. Камни здесь острые, наедешь, неизбежно проколешь шину. Потому дорожники особо чутко работают на этом направлении.

 

Не перестаю повторять, что дорожники – особые люди. Безгранично уважаю их за нелегкий и добросовестный труд, за их милосердное отношение к окружающим, то есть к нам, участникам дорожного движения, уважаю за их патриотизм. Да, именно  патриотизм. Иначе и не назовешь их самоотверженное служение дорожной отрасли республики! Бывает, что приходится круглыми сутками стоять на вахте. А как иначе? Знают, возникни проблемы с движением транспорта на участке автодороги Грозный – Шатой – Итум-Кали, обслуживаемом ими, будут страдать жители не только их района, но и Итум-Калинского, Шаройского. Ведь данная дорога осуществляет связь названных районов с Грозным и остальными населенными пунктами республики.

Четверть века, отданная дорожной отрасли республики–  Коллектив у нас отличный, – говорит Сойпа. – Понимаем друг друга с полуслова. Ребята просто замечательные, возьми хоть самого старшего – дорожного рабочего Мохмада  Гайсумова  или самого молодого –  водителя Зелимхана Гайсумова.  Со всей ответственностью могу сказать, что среди организаций района, вы не найдете второго такого ответственного и сплоченного коллектива. Полное во всем понимание и взаимовыручка. К примеру, звонят мне в 12 часов ночи, мол, обвал на таком-то участке. Тут же обзваниваю рабочих. Без возражений выезжают. Наша база  находится в Шатое. Но есть у нас техника в Нохч-Келое и Дае. Там живут два брата Бахаевы. Мухтар – в Нохч-Келое, Ширвани – в Дае. Соответственно, на них лежит обслуживание части дорог в районе их расположения. С ними мы постоянно на связи. Если что у них там, они решают проблемы. Ну, а если сами справиться не могут, мы на помощь едем. Или случается наоборот, их вызываем с техникой на другие участки района.

 

 

Пока Сойпа давал распоряжение дорожникам, работающим на выезде из Шатоя в сторону Итум-Кали, я разговорилась с рабочим Мохмадом Гайсумовым, который, как выяснилось, трудится в дорожной отрасли с 1988 года. Его стаж в этой сфере на год больше, чем у  Сойпы.

 

– Очень легко работать с нашим мастером, – говорит М.Г Гайсумов. – Он всегда располагает полной информацией о том, что происходит на наших дорогах, и умеет правильно построить работу. Когда случается что-то серьезное, к примеру, большой оползень, обвал, он без лишних слов находит самое скорое и правильное решение. Обязательно выслушает мнение других, а потом предложит свое. И мы каждый раз убеждаемся, что Сойпа прав.

Оставив дорожников доделывать начатое, мы направились на базу в Шатой, чтобы забрать запасную часть для автогрейдера и отвезти в с.Зоны.

Пока деталь загружали в багажник  личной волги Сойпы ему несколько раз позвонили.

 

– Наверное, нет в районе человека, который не знал бы номера телефона нашего дорожного мастера, – заметил механик Саламу Ахмадов. – Случись на дорогах где что, сразу звонят. Сойпа лично  выезжает на место. Важно ведь принять правильное и скорое решение, которое было бы экономичным и минимизировало бы нагрузку на людей. Это у него получается хорошо. Ответственный он человек, и требовательный к себе и к другим . Я механик, и вся наша техника проходит через меня. Сколько знаю Сойпу, не перестает говорить, мол, смотри, чтобы машины работали как новенькие. Конечно, делаю все возможное.

 

На трассе меня ждала машина, на которой я должна была вернуться в город. Мы с Сойпой выехали с базы ГУДЭП. Через несколько минут он резко остановил  волгу и указал рукой на пакет с мусором на обочине.

 

– Вы видите, какое у некоторых  к нам отношение? – вспыхнул он. – Полчаса назад здесь ничего не было. Людям глубоко наплевать на наш труд. Вынес или вывез мусор за пределы дома, и ладно. А что, республика в целом не наш дом?.. Грустно… И самое обидное, что большей частью именно взрослые ведут себя так безответственно и по-хамски. Чему они могут научить подрастающее поколение? Ничему хорошему, выходит. Разве они боятся бога? Дорога, природа – это же святое!

 

Да, не было бы такого требовательного руководителя как Рамзан Кадыров наша республика ничем не отличалась бы от многих других. Но как достучаться до каждого?..

 

Уборка мусора вдоль дорог и обочин – это лишь малая часть того, чем ежедневно заняты дорожники. Из года в год они ведут строительные и ремонтно-восстановительные работы, а также работы по содержанию. За состоянием обочин, придорожной полосы дорожники ухаживают круглогодично. Делают ямочный ремонт, заливают швы битумом, устанавливают знаки, убирают снег, мусор, косят траву, вырубают кустарники, пилят ветки деревьев. Вот как раз Сойпа показал мне участок дороги, где срочно требуется спилить верхушки деревьев, мешающие обзору дороги. Деревья растут на крутом склоне, и работать придется очень аккуратно. Главное, как говорит мой собеседник, чтобы не было жертв и травм.

 

– Вижу, заниматься содержанием дорог в горных районах особенно тяжело, – подытоживаю я.

– Мы любим свое дело, а трудности в любой профессии случаются, – говорит мастер.

– Сойпа, Вы не сказали ничего о том, как вы пришли в дорожную отрасль? – спрашиваю его. –

– Начну тогда с того, что я местный, из п.Вярды с. Помятой Шатойского района. – В мое детство, помнится, дороги были намного хуже. Летом в жару всегда пыль столбом стояла. А в дождливую погоду пока до школы добирался с ребятами, полностью обувь, брюки в грязи оказывались. Мальчишки ведь аккуратно ходить не умеют, – улыбается Сойпа.

По искорке, пробежавшей в глазах моего собеседника, вижу, приятно вспомнить детство, и ничего, что дороги были плохие.

– Я очень любил машины, –  продолжает он. –   Отец работал в колхозе, и я восхищался их техникой – тракторами, экскаваторами, комбайнами. Какая красота. Они гудели, пыхтели, и это было так интересно. Когда трактор, к примеру, двигался по разбитой поселковой улице, мне думалось, а как ему было бы легко ехать по ровной дороге. Улицы, дороги тоже были моей слабостью. Постоянно околачивался на поселковых дорогах. Родители ругались, боялись за меня.

 

После школы я ушел в армию, и попал в танковую часть Ленинградской области. После возвращения я решил поступить в Серноводское техническое училище на автодорожное дело. Мама, сестра и два брата (отца его уже не было в живых к тому времени. – А.И.) подшучивали надо мной, вот, мол, пошел на автодорожное дело и нашел два в одном – и техника, и дороги. После окончания училища в 1989 г. я устроился работать водителем в дорожно-строительную фирму «Агродорстрой». В 1994 году мне предложили стать дорожным мастером. И это для меня было огромной честью. В принципе, как видите, жизнь сама привела меня в эту профессию. Жизнь и мое желание сделать наши дороги лучше, чтобы транспорту было легко по ним ездить. Мечты сбываются, как видите, –  весело говорит мастер.

 

Сойпа, как считают его домочадцы, работа поглотила с головой. Что будний день, что выходной, что праздничный – он со своими дорожниками. Супруга Малика давно смирилась с этим. Хорошо хоть есть дочь-помощница Аминат, которая помогает матери во всем. Она учится на 5 курсе экономического факультета ЧГУ, но от работы никогда не отлынивает. В одиночку Малика не справилась бы с хозяйством. А ведь много времени приходится уделять старшей дочери – Петмат – инвалиду с детства. Петмат – это самая большая боль родителей. И их заветное желание, чтобы дочка выздоровела, ну хотя бы, чтобы болезнь чуть отступила.

 

– Строительство дорог и мостов называют богоугодным делом, – говорит Сойпа. – А мне много довелось их строить за 25 лет работы в дорожной отрасли. Раз я занят богоугодным делом, делаю людям добро, верится, что должно свершиться хоть небольшое чудо  и в моей семье…

Однозначно, человек отдает полностью себя работе, когда у него есть надежный тыл. Тылом для моего героя стали Малика с Аминат. В хозяйстве все есть, благодаря чему мало что приходится покупать на рынке. Свои в доме молоко, творог, сметана, масло, фрукты, овощи, кукуруза… Редко, когда удается Сойпе урвать часик-другой для работы в хозяйстве. Но когда удается это особые минуты наслаждения.

 

– Люблю возиться с землей,– улыбается. – Родители нам всегда говорили, не бросайте землю, она вас отблагодарит. Так оно и есть. Я остался верен отцовскому дому, земле. Я выполнил их волю, сохранил огонь в семейном очаге. И от этого мне легко на душе.

Кстати, как выяснилось, старший брат Сойпы Шарани тоже связал свою судьбу с дорогами. Правда, он работает в дорожной отрасли Тюменской области. Шарани, приезжая в отпуск домой, не перестает удивляться темпам работы местных дорожников.

–  Чувствуется, что в руководстве  есть хозяин и что он помогает дорожной  отрасли.  Ну,  и  Министерство автомобильных дорог старается, умело контролирует,– делает выводы старший брат. – Такой размах. Езжай в любой конец республики, дороги – благодать. Отдаленным населенным пунктам России других регионов России такое и не снилось.

Сойпе приятно слышать его слова.

– Нигде ведь так не работают, – продолжает Шарани. – Это и темпы работ, и качество.

Сойпа отвечает:

– Не работали бы так, не восстановили бы республику в столь сжатые сроки. Чеченские дорожники работают не на 100%, а на все 200%.

Действительно, огромный вклад в изменение облика послевоенной Чеченской Республики внесли наши дорожники – работники и ветераны Министерства автомобильных дорог, подведомственных ему предприятий, других дорожных служб, которые сумели вдохнуть новую жизнь в дороги и искусственные сооружения и сделали все возможное, чтобы дорожная сеть республики стала одной из лучших в целой России.

С Днем работников дорожного хозяйства вас! Всех благ вам и вашим близким!

 

А Сойпу Джатаева хочу поздравить еще и с 25-летием работы в дорожной отрасли Чеченской Республики! Удачи вам!

 

Айзан ИРЗАХАНОВА

«Вести республики»,

№ 202 , 15 октября 2014 г.

Просмотров: 27