Ко Дню работников дорожного хозяйства
Призвание – служить дорожному делу
У многих чеченцев, чье рождение выпало на годы депортации, местом рождения в документах значится Казахская ССР. Бексолтан – первенец четы Вайнаевых, тоже родился в Казахстане, а именно в селе Самсоновка. Из жизни там он помнит лишь, что голодные то были годы, мрачные. Во всяком случае, так его родители говорили. Правда, и первое после возвращения на родину предков время тоже было нелегким. Жить в отцовский дом в Ялхой-Мохке ЧИАССР Вайнаев Мовлади с семьей так и не попал. В нем уже функционировала сельская школа.Вайнаевых поселили тогда на местной ферме, куда Мовлади и Азала устроились работать.
– Меня же сразу отдали в 1-й класс, – вспоминает Бексолтан Вайнаев. – Бедный наш отец, он так хотел, чтобы мы стали образованными людьми и чтобы наш кусок хлеба был более легким, чем его… Но, – разводит он руками, – видать, неблагодарными мы были детьми. Никто из нас, братьев, не утруждал себя учебой, и оправданием тому было то, что мы все вчетвером мечтали стать обычными механизаторами.
Воспоминания о времени, когда родители еще были живы, блеском отразились в глазах Бексолтана…
– В республике шел процесс восстановления колхозов и совхозов и отец наш сел за трактор. Не представляете, какое это было счастье, когда он брал нас к себе в кабину.
По окончании средней школы Бексолтан тоже пошел трактористом в Курчалоевское МРО. Хотел быстрее заняться мужским делом.
– Нас было девять детей. Я, как старший, считал своим долгом помогать родителям, – продолжает он. – Отец еще долгое время не переставал ворчать на меня, хотя и понимал, что я выбрал профессию по душе. Ему все же хотелось видеть нас начальниками или хотя бы учителями, врачами… В общем, хотел красивой жизни для нас. Но, как я уже говорил, не одного меня тянуло к машинам…
В 1970 году Бексолтан женился. Его избранницей стала скромная Табарак Арсалиева, которую он еще в школе заприметил.
В 1993 году, устроившись механизатором в Ножай-Юртовское дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ), Б.Вайнаев сменил трактор на автогрейдер и понял, что вот она – машина его мечты. Каждое утро спешил он к грейдеру, как к верному другу, спешил вместе с ним начать работы по содержанию дорог. Нелегок труд дорожников горных районов, да и спецтехнике на узких дорогах не совсем комфортно. Если говорить о Ножай-Юртовском районе, то там много оползневых участков дорог, которые требуют к себе особого внимания. Да и зимы здесь ранние, снежные, а весны поздние. Но, как говорит мой герой, кто-то же должен.
– Кто-то в данном случае – это мы, дорожники, люди, которые взяли на себе миссию служения дорожной отрасли республики, – объясняет он.
Как отзываются о Вайнаеве, знавшие его еще по Ножай-Юртовскому предприятию дорожники, его автогрейдер всегда выгодно отличался от других, а на обслуживаемых им участках дорог не к чему было придраться.
– Каждый дорожник – это в первую очередь патриот своей Родины и дорожного дела, – считает сам Бексолтан. – Мы уйдем из мира сего, а дороги, построенные нами, останутся, и, надо понимать, останется частичка нас. Приятно все же, что твой труд еще многие годы после тебя будет приносить пользу людям. Мы же не только строим, но и занимаемся круглогодичным содержанием дорог. А насколько важно хорошее содержание дорог, надеюсь, все понимают… Именно правильное содержание дорог обеспечивает безопасность участников движения – водителей и пешеходов, а также продлевает век самой дороги. Зимой, если грейдер не очистит дорогу от снега, машины не смогут ездить, не обработай снежной зимой в ночь или ранним утром дороги противогололедным материалом — будет много аварий, жертв… А завалит, скажем, снегом подъезд к какому-нибудь отдаленному селу или случится оползень, перекрывший движение, когда кому-то из жителей этого населенного пункта срочно потребовалась экстренная медицинская помощь, это может стоить ему жизни… Важна каждая минута, каждая секунда. Потому по любому сигналу и в любое время суток мы мчимся на уборку завалов, оползней, на расчистку снега.
Когда по окончании военных действий на территории Чеченской Республики в 2001г. Первый Президент ЧР Ахмат-Хаджи Кадыров поставил перед дорожниками задачу по восстановлению основных маршрутных направлений, Бексолтана пригласили на работу в Гудермесское дорожно-эксплуатационное предприятие (тогда все ДРСУ начали преобразовываться в ГУДЭПы – государственные унитарные дорожно-эксплуатационные предприятия. – А.И.). Механик предприятия Абдулвахид спросил Бексолтана, сможет он работать на старом автогрейдере, и он ответил положительно.
Зрелище, какое представляли дороги республики в тот период, было весьма жутким. Дорог практически не было, одни ямы да колдобины. Но несмотря на то, что в республике еще стреляли и местами шли бои с боевиками, работники дорожного хозяйства республики принялись за работу, понимая, что без дорог республику не поднять на ноги.
– Вот мы и взялись тогда за восстановление улиц города Грозного, – делится Бексолтан. – Честно, не верилось, что работы пойдут такими темпами, тем более что небезопасно было работать на дорогах. Помимо обстрелов и мин хватало… Раз как-то в Ножай-Юртовском районе я вытащил отвалом грейдера из кювета утрамбованную в грязь противотанковую мину. Чудо, что она не сдетонировала. Всевышний уберег меня и мою технику…
Рабочий график в первые послевоенные годы был жесткий, и Бексолтану часто приходилось оставаться в городе. Для того, чтобы он не испытывал неудобства, ночуя на работе или у родственников, директор ГУДЭП Салман Дженаралиев (Он недавно вышел на пенсию и теперь у предприятиях новый директор – Илисхан Яхихажиев. – А.И.) снял для Бексолтана квартиру и предприятие долгие годы оплачивало ее. А работать Вайнаеву, как и другим дорожникам Гудермесского ГУДЭП, приходилось в разных районах республики.
Каждый раз, бывая в Грозном, Бексолтан с гордостью вспоминает, как вместе с другими дорожниками в те тяжелые послевоенные годы восстанавливал улицу, ведущую от автостанции Минутка в сторону трампарка (ее строили в первую очередь), проспект Ахмат-Хаджи Кадырова, стадион «Ахмат-Арена», а также многие улицы нашей столицы. В разные годы на своем автогрейдере участвовал он в работах по восстановлению дорожной сети городов Гудермеса, Аргуна, а также населенных пунктов Ножай-Юртовского, Курчалоевского, Шалинского, Гудермесского, Шелковского, Надтеречного районов…
Из 40 лет, что Бексолтан проработал механизатором, больше половины приходится на дорожную отрасль. Как отмечает мой собеседник, за эти годы работы он принял участие в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте нескольких сот километров. О повседневном содержании дорог и не говорим.
– Труд дорожника тяжел, но в то же время он приносит огромное количество положительных эмоций. Часто слышим в наш адрес слова благодарности, и это делает нашу жизнь светлее. – Правда, не секрет, что не любят у нас гравийные дороги, все предпочитают им дороги с асфальтобетонным покрытием. Но есть ведь дороги, к примеру, подверженные постоянным оползневым явлениям. Ну, никак нельзя переводить их в дороги с асфальтобетонным покрытием. Только лишняя трата денег. К примеру, это касается дорог всего Шаройского района, части дорог Ножай-Юртовского, Шатойского, Итум-Калинского районов.
Кстати, по словам моего собеседника, он получал огромное удовольствие делая планировку гравийных дорог. Он то и дело любил оглядываться, чтобы полюбоваться результатом труда.
– Вы посмотрите на другие регионы России, где полно «убитых» дорог, –говорит он. – У нас таких нет, и все потому, что рабочие подведомственных Минавтодору предприятий самоотверженно трудятся во всех районах республики. Глава республики Рамзан Кадыров уделяет много внимания строительству мостов и дорог, а заместитель Председателя Правительства – министр автомобильных дорог Абубакар Тумхаджиев лично контролирует работу всех дорожных хозяйств республики. Ну, а мы – дорожники стараемся не ударить в грязь лицом.
Любовь к технике от Бексолтана передалась и его сыновьям. Расул сегодня работает на ГАЗели, Бекхан и Алихан – на КамАЗах частных фирм. Свой последний автогрейдер Бексолтан передал из рук в руки своему младшему сыну – Аслану, который, уйдя из частной фирмы, сел на автогрейдер отца и легко влился в коллектив Гудермесского ГУДЭП . Сам Бексолтан остался сторожем на предприятии. В каждое свое дежурство он обязательно подходит к своему другу-грейдеру, здоровается с ним, разговаривает. Осмотрит его своим чутким взглядом, и, если что-то не понравится, выговаривает сыну.
– Аслан справляется с работой, возможно и лучше меня, но я всегда нахожу за что его отчитать и даю ему массу советов по работе, – говорит Б.Вайнаев. – Просто хочется, чтобы сын был внимательнее к автогрейдеру. Мать Аслана все время упрекает меня за ворчание: «Твой сын не первый год на технике, знает работу, как и машину. Мне кажется, ты просто ревнуешь». Возможно, она и права. К тому же нам всегда кажется, что дети меньше нас знают.
В семье Бексолтана и Табарак 4 сына и 3 дочери. Внуков 23. Когда они все вместе собираются доме Вайнаевых в Ялхой-Мохке, яблоку бывает негде упасть.
– В детях и внуках наше стариковское счастье, – заявляет Бексолтан.
Говоря о себе, как о старике, Б. Вайнаев сильно лукавит. Не дашь ему пенсионного возраста. Легок на подъем, бодр, физически здоров и крепок духом. Правда, в мае этого года заболел было серьезно, даже в больницу лег. Тогда и встал вопрос выхода на пенсию. Но, поняв, что без работы не может, вернулся в ГУДЭП, но уже сторожем. Говорит, что чувствует в селе силы и потребность работать и быть нужным людям.
– Хочется и дальше служить дорожному делу. Я живу дорогами.
Куратор Гудермесского ГУДЭП от Министерства автомобильных дорог Висради Чагаев в нашей с ним беседе подметил, что весь коллектив предприятия отзывается о Бексолтане, как об очень ответственном, обязательном, дисциплинированном работнике. Он сам лично с большим уважением относится к нему.
Механик Абдулвахид, знающий Бексолтана, с первых дней работы в Гудермесском ГУДЭП – а это ни много, ни мало – 15 лет, говорит, что любое дело в руках Вайнаева-старшего спорится.
– Бексолтан один из уважаемых мной людей нашего предприятия, – говорит Абдулвахид Идрисов. Никаких проблем ни с техникой, на которой он ездил, ни с ним самим не бывало. За 15 лет работы он поменял три автогрейдера. И все они поддерживались им постоянно в хорошем состоянии. Если случалась какая поломка, он переживал и делал все, чтобы быстрее отремонтировать грейдер и выйти на работу. Автогрейдер ведь незаменимая в дорожном деле техника… Такие работники, как Вайнаев, и составляют стержень любого трудового коллектива. Они сами трудятся с большим энтузиазмом и других тянут за собой. Приятно нам, что его сын Аслан работает сегодня с нами. Отец строг к нему, спуску ни в чем не дает. Понимаем, боится, чтобы не подвел. Уже видим, парень хороший – не подведет отца.
Говоря о семье Вайнаевых, мы говорим как о династии механизаторов, династии дорожников. Думается, подрастут внуки Бексолтана, и среди них найдутся те, кто с честью продолжит дело деда Бексолтана Вайнаева в дорожном хозяйстве республики.
Айзан ИРЗАХАНОВА
Просмотров: 50