Общественный контроль в действии

12.11.2021  |  Автомобильные дороги

Роль общественного контроля в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» обсудили в Москве на проектной сессии, прошедшей в рамках итогового форума «Сообщество». Организатором мероприятия выступила Общественная палата РФ.

В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин, председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Воронцов, заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов, представители региональных дорожных ведомств, НКО и гражданские активисты.

В числе главных особенностей национального проекта «Безопасные качественные дороги» находятся его открытость и прозрачность. Сверять шаги с интересами людей, стремиться к тому, чтобы граждане стали непосредственными участниками развития дорожной инфраструктуры страны, — первостепенная задача, которую перед собой поставили дорожники.

«Еще в 2017 году до глав субъектов РФ были доведены Методические рекомендации по организации общественного участия в реализации программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». А в 2018 году Минтранс России обязал глав регионов использовать аналогичный подход при реализации уже национального проекта, — рассказал Игорь Костюченко. — В частности, порядок участия граждан в формировании дорожных программ предусмотрен на уровне администраций субъектов».

Большинству регионов удалось наладить диалог с местными жителями. Так, сформирован пул лидеров общественного мнения, в котором состоят порядка 500 человек. В течение 10 месяцев 2021 года в 84 регионах страны проведены более 4 тыс. мероприятий с участием гражданских активистов.

«Они задействованы в различных мероприятиях на всех этапах реализации нацпроекта. В их числе проведение общественных обсуждений перечня дорожных работ, которые проводятся перед началом дорожного сезона. Данные протоколов учитываются при формировании списка объектов нацпроекта, — отметил Игорь Костюченко. — Также для общественных контролеров ежегодно проводятся обучающие семинары. В ходе таких мероприятий специалисты дорожной отрасли рассказывают об аспектах, на которые необходимо обращать внимание при проверке объектов, о типовых дефектах при ремонте автомобильных дорог, о новых и наилучших технологиях, а также о правилах техники безопасности при выполнении работ».

Полученные знания общественные контролеры применяют в ходе инспекционных поездок на участки ремонта, а также в процессе приемки уже готовых объектов. По словам Михаила Блинкина, такое взаимодействие экспертного сообщества и компетентных в дорожных вопросах активистов делает общественный контроль нужным, полезным и умным делом.

«Есть ситуации, когда суждения человека без должного образования, неподготовленного, не приносят ничего, кроме информационного шума. Поэтому такое взаимодействие, повышение квалификации увлеченных людей чрезвычайно важно».
Михаил Блинкин

Своим опытом выстраивания диалога дорожников с общественниками поделился заместитель министра автомобильных дорог Чеченской Республики Мовсар Исабаев. В регионе эта работа ведется давно, успешно и с прицелом на будущее: принять участие в мероприятиях общественного контроля приглашают студентов Грозненского государственного нефтяного технического университета. «В этом вузе учатся молодые люди, которые получают специальность, связанную со строительством дорог. Мы провели обучающие семинары, теперь эти ребята принимают участие в инспекционных проверках объектов нацпроекта, получают дополнительную хорошую практику. Безусловно, она им пригодится в дальнейшей работе». По словам Мовсара Исабаева, с 2019 по 2021 год в Чеченской Республике организованы и проведены порядка 200 мероприятий с общественниками.

Особое внимание участники проектной сессии уделили вопросу развития транспортной инфраструктуры с учетом потребностей маломобильных групп населения. По словам главного инженера московского филиала АО «Стройпроект» Александра Крайника, нормы, которые используются при проектировании таких объектов, не новые, однако их соблюдение не всегда хорошо контролировалось. В последнее время ситуация начала меняться.

«Сейчас на эти нормы экспертные органы обращают пристальное внимание. Кроме того, общественность стала активнее, к ней стали больше прислушиваться».
Александр Крайник

Эксперт акцентировал внимание на том, что работа по обеспечению доступной среды должна вестись комплексно. «Допустим, открывается новый объект, выполненный при строгом соблюдении всех требований доступной среды. А человек на коляске просто к нему не подъедет, потому что на его пути есть препятствие, которое он не может преодолеть. И эта условная ступенька перечеркивает все усилия, которые прилагали проектировщики и строители того нового объекта. Вот здесь общественность должна проявлять инициативу, сигнализировать об этом, заставлять муниципальные власти заботиться о людях», — подчеркнул Александр Крайник.

Отметим, что благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2021 году в нормативное состояние приведут более 1,6 тыс. объектов, обеспечивающих беспрепятственное передвижение для людей с ограниченными возможностями здоровья, а в городские агломерации по нацпроекту поступили 412 единиц автотранспорта, оснащенных специальным оборудованием для маломобильных пассажиров.

 Подводя итоги проектной сессии, председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Воронцов отметил, что работа в таком формате будет продолжена. «Мы готовы к сотрудничеству, готовы обсуждать проблемные вопросы и работать над их решением», — резюмировал он.

Корреспондент Всероссийской транспортной еженедельной информационно-аналитической газеты «Транспорт Росии» https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/7992-obshchestvennyj-kontrol-v-dejstvii.html