Отчет об итогах деятельности Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики за 2012 год
Указом Президента Чеченской Республики от 19 января 2008 года №14 «О реорганизации структуры органов исполнительной власти Чеченской Республики» Департамент автомобильных дорог Чеченской Республики преобразован в министерство автомобильных дорог Чеченской Республики.
Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 03 мая 2011 года №185-р, утвержден перечень предприятий, подведомственных Министерству автомобильных дорог Чеченской Республики. В него входят 32 предприятия в т.ч.:
дорожно-эксплуатационных – 19предприятий;
проектных – 1 предприятие;
по выпуску а/б смеси – 6 предприятий (из них одно предприятие — АБХ передано МИЗО в аренду);
выпуск инертных материалов – 3 предприятия;
гражданское строительство – 1 предприятие;
по выпуску ж/б изделий – 1 предприятие;
по реализации стройматериалов – 1 предприятие.
Основными задачами сферы деятельности, направления работы Министерства и структурных подразделений являются:
— развитие сети территориальных автомобильных дорог общего пользования (далее – автомобильные дороги общего пользования) и отрасли строительных материалов и стройиндустрии;
— обеспечение содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, отвечающих требованиям безопасности движения автомобильного транспорта и пропуска автомобильного транспорта круглогодично, с нормативными скоростями и нагрузками;
— обеспечение надлежащего качества строительства и реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в соответствии с нормативными документами;
— рациональное использование природных строительных материалов, обеспечение сохранения природного баланса, соблюдение экологических норм при разработке природных ресурсов для использования в качестве строительных материалов;
— обеспечение выпуска качественных конкурентоспособных строительных материалов для нужд Чеченской Республики, а также для реализации их на рынке;
— организация выполнения работ по восстановлению, строительству, реконструкции, ремонту, эксплуатации и содержанию объектов отрасли строительных материалов и стройиндустрии;
— создание условий разработки карьеров для добычи строительных материалов и сырья для них с соблюдением природного баланса, мер экономической, технической, экологической безопасности;
— реализация единой экономической, производственной, научно-технической, инвестиционной, кадровой, социальной и нормотворческой политики в области управления и развития сети автомобильных дорог общего пользования и стройиндустрии.
В соответствии с поставленными задачами Министерство осуществляет следующие функции:
— выполнение функций заказчика (технического надзора) по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, включая утверждение заданий на разработку проектно-сметной документации, экспертизы, утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации, составление титульных списков на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и предоставление их на утверждение в Правительство Чеченской Республики; отвод земель, финансирование дорожных работ и затрат в установленном порядке;
осуществление мер по устранению дефектов в проектно-сметной документации, выявленных на стадии ведения дорожных работ, и пересмотр ее;
подготовка проектов договоров и соглашений между Правительством Чеченской Республики и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) о выделении Чеченской Республике субвенций, субсидий и дотаций из федерального бюджета Российской Федерации.
1.Дорожное хозяйство.
На балансе Министерства находится 3016 кмдорог общего пользования, из которых с асфальтобетонным покрытием 1385 км, с гравийным покрытием 1331 км, 300 км с естественным покрытием, а также мосты 225 шт., протяженностью 7142 погонных метров, трубные переходы 1303 шт, протяженностью 17 138 п.м. В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 09.11.10 г. № 199 Министерство производит дорожные работы на муниципальных дорогах.
В 2012 году на развитие дорожной отрасли предусмотрено за счет всех источников финансирования 3684,633 млн. руб.
Введено: 2 моста – 438,75 п.м.; 7 дорог – 41,79 км.
Из них:
1.Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2012 годы» – 1259,862 млн. руб. (ФБ – 1117,939 млн. руб. и РБ –141,923 млн. руб.)
В 2012 году полностью завершились дорожные работы по ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2012 годы». Введены в эксплуатацию автодорога Гудермес – Виноградное, протяженностью 27,89км, мост на 12 км автодороги Шали-Аргунский мост, протяженностью 174,4 п.м., мост через р. Терек у с. Хангиш-Юрт, протяженностью 264,35 п.м.
Ввод в эксплуатацию моста через р. Терек у с. Хангиш-Юрт, существенно сократило время в пути между Ножай-Юртовским, Курчалоевским, Гудермесским и Шелковским районами республики и привело к снижению транспортных издержек и себестоимости продукции, разгрузило транспортный поток на значительном участке федеральной трассы М-29 «Кавказ».
Спрямление русла р. Терек, с укреплением берегов, исключает постоянную паводковую угрозу подтопления населенных пунктов Хангиш-Юрт, Азамат-Юрт Гудермесского района, а также населенных пунктов Шелковского района расположенных в районе строительства.
Завершение реконструкции дороги Гудермес – Виноградное обеспечивает устойчивое транспортное сообщение между Гудермесским, Грозненским и Шелковским районами. Реконструкция автодороги решила ряд важных проблем: снижение интенсивности движения по федеральной трассе М-29 «Кавказ» и повышение безопасности дорожного движения, обеспечение объезда г. Аргун и г. Грозного, сокращение расстояния и времени в пути, выход на автодорогу Ставрополь – Прохладный – Кизляр – Крайновка и к соседним республикам СКФО.
Окончание строительства моста на 12 км позволило открыть постоянное прямое сообщение между населенными пунктами, расположенными в Шалинском, Введенском, Курчалоевском районах республики, селами Грозненского, Шатойского, Итум-Калинского, Шаройского районов. Полностью восстановлено транспортное сообщение на всем протяжении автодороги Шали – Аргунский мост протяженностью 13,5 км.
До завершения строительства моста сообщение между указанными районами осуществлялось по объездной дороге М-29 «Кавказ». Ввод моста в эксплуатацию позволил значительно сократить время в пути, уменьшить транспортные затраты и себестоимость перевозимых грузов.
Приобретено 15 ед. дорожной техники и оборудования, введено 2 моста – 438,75 п.м., введена 1 дорога – 27,89 км
В целом по ФЦП из планируемых 1259,862 млн. руб. за 2012 год освоено 1259,862 млн. руб.: из федерального бюджета – 1117,939 млн. руб., из республиканского бюджета – 141,923 млн. руб.
2. Федеральная целевая программа « Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» подпрограмма «Автомобильные дороги» — 199,163млн.руб.
(ФБ – 139,0млн. руб. и РБ – 60,163млн. руб.). выделенные средства освоены полностью. Объекты введены.
1. Подъезд к с. Аллерой от а/д М-29 «Кавказ», км 6 – км 9,5.
2. Подъезд к с. Дружба от с. Пролетарское, км 7 – км 12.
3. Подъезд к с. Гойское, км 0 – км 0,9.
4. Подъезд к с. Шалажи от а/д М-29 «Кавказ», км 20,5 – км 21,5.
5. Подъезд к с. Алхан-Юрт, км 1,9 – км 3,4.
6. Строительство подъезда к с.Шовхал-Берды – Аллерой, км 0 – км 2.
Всего введено – 13,9 км
3. Республиканская программа – 2 225,608 млн. руб.
(в т.ч. погашение кредита – 395,9млн. руб.) в т. ч.
Объекты республиканского значения – 1 675,608 млн. руб. в т.ч.:
— 217,0 млн. руб. — мосты 10 ед.
— 435,369 млн. руб. — дороги 34 направления
— 49,907 млн. руб. — производственные базы 7 ед.
— 344,325 млн. руб. — содержание дорог
— 80,0 млн. руб. — изготовление ПСД
— 21,593 млн. руб. — АВР
— 19,620 млн. руб. — приобретение техники 9 ед.
— 111,894 млн. руб. — лизинг (за приобретенную технику в 2011 году- 94 ед.)
— 395,9 млн. руб. — возврат кредита (а/д Грозный-Аргун)
Средства по всем направлениям полностью освоены.
Объекты муниципальных образований: ремонт внутрисельских улиц – 550,0 млн. руб.
На всех объектах работы завершены, средства полностью освоены .
Одновременно, со строительством, реконструкцией, модернизацией автодорог и мостов, министерством проводятся работы по сохранению эксплуатационных качеств дорог и инженерных сооружений, по обеспечению безопасности на транспортных маршрутах.
В 2012 году выполнены работы:
— по ямочному ремонту а/б покрытий 48 412м2 (использовано 16348,7 т.),
— спрофилировано 11976 км гравийных дорог,
— установлено 5299 сигнальных столбиков,
— установлено 3680 дорожных знаков,
— установлено 900 п.м. барьерных ограждений,
— произведена горизонтальная разметка (2591 км),
— для улучшения информированности водителей и пассажиров установлены информационные и указательные знаки на дорогах общего пользования.
В связи с прошедшими ливневыми дождями 16 июня 2012 года проводились аварийно-ремонтные работы на сумму 21,593 млн. руб.
При выполнении всех видов работ особое внимание Министерство уделяет контролю над качеством производимых работ и выпускаемой продукции. При Министерстве создана специальная служба лабораторного контроля, для эффективной деятельности которой приобретены специальное оборудование, приборы, измерительные инструменты и передвижная дорожная лаборатория и проведена подготовка работников для соответствующей работы.
Текущей задолженности по заработной плате по отрасли нет.
Задолженности по уплате, по текущим налогам в бюджет и во внебюджетные фонды (страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования Российской Федерации) Министерством погашаются в установленные законодательством сроки. Задолженности по коммунальным платежам нет.
2.Проблемы Министерства и пути их разрешения.
2.1Решение вопроса по переводу отдельных республиканских дорог в федеральную сеть по их фактическому состоянию
По обращению Чеченской Республики к Президенту РФ Д.А. Медведеву в 2008 году было дано протокольное поручение Федеральному дорожному агентству о рассмотрении материалов передачи следующих республиканских дорог, имеющих межрегиональное значение, в федеральную собственность:
- Ставрополь – Прохладный – Моздок – Кизляр – Крайновка;
- Ищерская – Грозный;
- Грозный – Ботлих – Араканы– Леваши – Буйнакск – Махачкала.
Общая протяженность указанных дорог составляет 321,4 км.
По поручению ФДА и в соответствии с приказом Минтранса России №117 от 25.09.2006 г. Министерством автомобильных дорог Чеченской Республики в 2010 году были подготовлены и представлены в Федеральное дорожное агентство материалы по передаче указанных дорог в федеральную собственность.
Согласие субъектов, по чьей территории проходят предлагаемые к передаче дороги, имеется. Ими начата работа по внесению предложений о передаче в федеральную собственность участков дорог на их территории.
Вместе с тем, одним из требований, необходимых для передачи дорог, является приведение их в нормативное состояние. Учитывая отсутствие средств в республиканском бюджете, Чеченская Республика обратилась к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой решить вопрос принятия передаваемых дорог в федеральную собственность по их фактическому состоянию.
По данному вопросу решение еще не принято.
2.2 Обеспечение перехода на нормативы денежных затрат при содержании и ремонте автомобильных дорог.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.08.2007г. №539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» Правительством Чеченской Республики принято Постановление от 01.11.2008г. №207 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского значения».
В соответствии с указанным нормативным актом Чеченская Республика планировала поэтапный переход на рекомендуемые нормативные затраты с 2009 по 2013 год.
Вместе с тем Чеченская Республика не обеспечивает выполнение постановления Правительства Российской Федерации, ввиду низкой наполняемости республиканского бюджета собственными доходами.
Доля региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет до 80%, в то же время дотационность республиканского бюджета составляет до 90%. Не представляется возможным решить эту проблему и за счет целевых средств Дорожного Фонда Чеченской Республики.
Без финансовой поддержки федерального бюджета обеспечить переход на нормативы затрат, установленных постановлением Правительства РФ не представляется возможным.
2.3 Обеспечение участия Чеченской Республики в Федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации »
В горных районах Республики находится около 700 км автодорог, множество мостов.
Из-за подверженности горных массивов оползням, обвалам, камнепадам, осыпям дороги часто выходят из строя.
Частые ливневые дожди с ураганным ветром, обильные снегопады, селевые стоки также наносят ущерб объектам дорожного хозяйства.
В результате многие населенные пункты остаются без транспортного сообщения.
В целях снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо включить Чеченскую Республику в федеральную целевую программу т. к. в действующих программах такие мероприятия по Чеченской Республике не предусматриваются. На ликвидацию последствий финансовые средства не выделяются.
До настоящего времени не оплачены выполненные работы по ликвидации последствий паводка в 2005 году, землетрясения – в 2008 году, по ликвидации последствий от ливневых дождей в 2009 – 2012 годах.
В районах республики, подверженных затоплениям, сходу селевых стоков, оползневым явлениям расположено 59 мостов и подъезды к ним. Для смягчения рисков на объектах дорожного хозяйства необходимо финансирование из федерального бюджета, в рамках федеральных целевых программ.
Общий ущерб, нанесенный дорожному хозяйству за предыдущий период в результате стихийных бедствий, составляет более 2-х млрд. руб.
2.4 Одним из наиболее проблемных вопросов развития дорожной сети остается вопрос технического состояния мостов.
На дорогах общего пользования регионального значения 225 мостов, до 80% из них были разрушены в военный период.
Работа по восстановлению мостов в прежних параметрах была начата в 2002 году.
Однако работа по строительству и реконструкции мостов была начата только с принятием ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2012 годы».
Всего по ФЦП предусматривалось построить 34 моста. Это не решало проблемы, но позволяло снять напряжение по обеспечению безопасного проезда на некоторых направлениях опорной сети.
Вместе с тем, из планируемых первоначально 34 мостов, было исключено из программы 6 мостов.
По результатам диагностики в настоящий период не соответствуют необходимым параметрам более 130 мостов, из них 18 мостов в аварийном состоянии. Решить эту проблему за счет средств республиканского бюджета не представляется возможным.
По этой причине, транспортное сообщение со многими населенными пунктами в любой момент может быть прервано. Сотни тысяч людей могут оказаться в изоляции.
Для решения данного вопроса необходимо разработать отдельную программу по мостам при поддержке Минтранса России.
Министерством уже проведена работа по разработке проектно-сметной документации.
Чеченская Республика также готова принять долевое участие в строительстве мостов за счет средств Дорожного фонда Чеченской Республики, Закон о котором вступил в силу с 1 января 2012 года.
2.5 Решение вопроса строительства автодорог:
2.5.1 Шелковская – Энгель-Юрт
В декабре 2012 года сдан в эксплуатацию мост через реку Терек у с. Хангиш-Юрт (264,35 п.м.), построенный по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008– 2012 годы».
Одновременно со строительством моста в ФЦП была предусмотрена реконструкция автодороги Шелковская– Энгель-Юрт. Однако, из Программы было исключено 7 дорог, в т.ч. указанная дорога, тогда как мост и дорога являются единым маршрутом и могут эксплуатироваться только как единый комплекс.
Протяженность дороги составляет 20,171 км, стоимость объекта – 1103,2 млн. руб.
Необходимо решить вопрос финансирования объекта в 2013 году.
2.5. 2 Грозный – Шатой – Итум-Кали
Указанная дорога была также исключена из ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2012 годы».
Однако, строительство высокогорного спортивного комплекса «Ведучи» требует реконструкции, существующей дороги Грозный-Шатой-Итум-Кали, с одновременным строительством дороги Итум-Кали – Ведучи.
.
Необходимо решить вопрос выделения средств из федерального бюджета, учитывая, что объект включен в туристический кластер Северного Кавказа и будет иметь международное значение.
Просмотров: 23